Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с исполнительной власть
Материалы / Полномочия Президента РФ / Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с исполнительной власть
Страница 3

- "сильный президент - слабый председатель правительства";

- "сильный президент - сильный председатель правительства";

- "слабый президент - сильный председатель правительства".

Обращаем внимание на то, что юридическая конструкция, содержащаяся в самой конституции государства, предусматривает возможность использования любой из вышеуказанных моделей без изменения ее текста, что, в частности, и имеет место в действительности. Так, при Президенте Б.Н. Ельцине Председатель Правительства РФ фактически осуществлял функции административного управляющего, не имеющего самостоятельных полномочий и прерогатив, обеспечивающего реализацию президентской политики. Президент мог в любое время сместить неугодного ему премьер-министра. Подобная политическая "чехарда" имела место в 1998 - 1999 гг., когда за короткий промежуток времени сменилось несколько Председателей Правительства. То есть Председателю Правительства доставалась роль "крайнего" в случае неудач или провала политического курса, проводимого, по сути, самим Президентом.

Во время президентства В.В. Путина, так же как и при Б.Н. Ельцине, отношения Президента и Председателя Правительства строились на основе модели "сильный президент - слабый председатель правительства". Очень часто В.В. Путин, председательствуя на заседаниях Правительства, непосредственно осуществлял руководство его работой, самостоятельно определял основные направления деятельности высшего коллегиального исполнительного органа власти, давал поручения министрам.

Недавнюю модель взаимоотношений Президента, с одной стороны, и Председателя Правительства - с другой, можно охарактеризовать как "сильный президент - сильный председатель правительства". Для этой модели характерна определенная самостоятельность обоих ключевых политических фигур. Произошло своеобразное распределение полномочий в рамках существующих формально-юридических конструкций Конституции. Стала отчетливо прослеживаться политическая самостоятельность Председателя Правительства как главы Кабинета Министров. В.В. Путин как Председатель Правительства неоднократно представлял интересы Российского государства в международных отношениях (что было исключено в деятельности предыдущих премьер-министров) и самостоятельно руководит работой Кабинета Министров. В настоящее время модель "сильный президент - слабый председатель правительства" снова была применена.

По нашему убеждению, выбор той или иной модели взаимоотношений Президента и Правительства зависит от политической воли избранного Президента, от его влияния как политико-правового центра системы высших органов государственной власти Российской Федерации, от соотношения политических сил. полномочие президент исполнительный законодательный

Дуалистическая природа российской исполнительной власти была заложена еще до момента принятия Конституции РФ в 1993 г., когда помимо Президента в системе высших органов исполнительной власти была должность вице-президента, которая в дальнейшем трансформировалась в Председателя Правительства. Полагаем, что назрела необходимость конкретизировать и таким образом разграничить полномочия и функции Президента и Председателя Правительства в сфере исполнительной власти во избежание возможности осуществления их как главой государства, так и главой Правительства.

Принцип разделения властей, провозглашенный в Конституции Российской Федерации, не содержит систему взаимосдерживающих полномочий высших органов государственной власти, что в конечном итоге приводит к их дисбалансу и сосредоточению значительного объема власти в руках главы государства. Федеральное Собрание Российской Федерации не в состоянии оказывать какое-либо воздействие как на исполнительную власть в целом, так и на Президента в частности. Сказывается отсутствие рычагов влияния на функционирование исполнительной власти, например возможность осуществления парламентом контрольных полномочий за деятельностью Правительства.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Договор аренды
    В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ договор аренды относится к числу гражданско-правовых договоров, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору ...

    Правовая сущность института особенностей расследования преступлений
    История злоупотреблений с пластиковыми картами началась с момента их появления. Первое время все было просто: мошенники пользовались потерянными или украденными карточками. Тогда же появили ...

    Понятие и признаки административной ответственности
    В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнеде ...