Признаки республиканской формы правления до 1993 года
Страница 2

Оценивая данный нормативный правовой акт, отечественные юристы отмечали, что его положения находились в явном противоречии с действующей Конституцией. Так, И.Г. Шаблинский подчеркивал, что «Президент открыто вышел за рамки Конституции и, более того, объявил некоторые ее важнейшие главы не имеющими юридической силы.

Такие решения не могли не иметь шокирующего эффекта .». Автор заключает, что согласно действовавшему на тот момент законодательству, Президент не имел права на подписание Указа №. 1400 и других последующих за ним указов.

Конституционный Суд заключил, что Указ № 1400 противоречит действующей Конституции. Но, несмотря на это, подобные указы Президент продолжал издавать. В них нашли отражение нормы, ранее также признанные неконституционными.

Так, Указом от 7 ноября 1993 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» в развитие Указа от 21 сентября 1993 г. констатировалась невозможность деятельности Конституционного Суда России в неполном составе, и ему было предложено не созывать заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации.

Указом от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» была кардинально изменена система местных органов государственной власти. «Исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за Советами народных депутатов», были возложены на «администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации».

Был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Прерогатива в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти. Главы администраций согласно Указу назначались и освобождались Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Подводя итог первому этапу реформ Российской Федерации, исследователи отмечают, что структура органов государственной власти продолжала перестраиваться без учета принципа разделения властей.

В целом, к нормативной базе реформы можно отнести: Указ от 27 сентября 1993 г. № 1465 «О функционировании органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»; Указ от 26 сентября 19993 года № 1457 «Об образовании Комиссии законодательных предположений при Президенте Российской Федерации»; Указ от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и др.

И хотя по Конституции Российской Федерации государственная власть осуществлялась на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, на практике этот принцип существовал лишь номинально. Фактически же разделение властей подменялось принципом технического распределения между различными государственными органами предметов ведения при подавляющей роли исполнительной власти.

Разделения властей является одним из важных признаков республиканской формы правления. Вместе с тем, в течение относительно короткого исторического периода республиканской формы правления в отечественном государстве этот принцип не был представлен в его классическом понимании.

Более того, советский период республиканской формы правления открыто не признавал теорию разделения властей.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Арбитражный апелляционный суд
    Деятельность арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанц ...

    Инвестиции и тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
    Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием ...

    Договор комиссии
    Одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики, как показывает практика, является сфера услуг, бурный рост которой представляет собой отличительную черту экономической ...