Признаки республиканской формы правления до 1993 года
Страница 1

Распад СССР в 1991 г., прекращение его существования как единого союзного государства и субъекта международного права поставили перед Россией проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачу становления новой российской государственности.

Ситуация осложнялась тяжелыми условиями: ликвидация административно-командной системы, а также кризис власти, экономики и общества в целом. Продолжающиеся центробежные процессы, стремление ряда субъектов РФ к «суверенизации» ставили под вопрос само существование уже Российского государства как единого целого.

В связи с этим, перед страной встала проблема выбора системы государственного устройства в условиях перехода к рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы новой российской государственности.

На тот момент правовые основы функционирования механизма российского государства были разнообразны и противоречивы. Они сочетали законы, унаследованные от СССР и РСФСР как составной части Союза, а также правовые акты, принятые новым демократическим правительством и парламентом.

Такая двойственность конституционной базы была обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

Сложилась ситуация, когда в одном государственном организме существовали и противостояли друг другу два несовместимых принципа построения высших органов государственной власти.

Президентская власть, федерализм, принцип разделения властей, ответственности перед обществом - с одной стороны, строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью за принимаемые решения - с другой. Такое положение дел отчасти было схоже с периодом двоевластия в период буржуазно-демократической республики.

Переход к новой структуре государственного аппарата был обусловлен реформированием социально-экономических отношений, направленных на создание социально ориентированной экономики. Были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, деятельность средств массовой информации.

Выстраивание нового механизма республиканской власти шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов.

Так, в 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, основные положения которой легли в основу новой государственности.

Важное значение имела начавшаяся судебная реформа. В 1991 г. была принята Концепция судебной реформы. Началась ее практическая реализация. В этой сфере были сделаны следующие шаги: учреждение Конституционного Суда, арбитражных судов и суда присяжных, обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Важным признаком республиканской формы правления, как уже неоднократно указывалось выше, является принцип разделения властей. Рассматривая теорию разделения властей в государственно-правовой жизни России переходного периода, можно отметить, что ее внедрение проходило достаточно сложно.

Характерной особенностью этого периода являлось то, что принцип разделения властей был фактически устранен из деятельности государственных органов. Указ ликвидировал органы всех ветвей власти, оставив лишь власть исполнительную, то есть президентскую.

Указом от 21 сентября 1993 г. в целях «сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации; восстановления авторитета государственной власти» было прервано осуществление «законодательной, распорядительной и контрольной функций» Съездом народных депутатов и Верховным Советом страны (ст. 1).

Этим же Указом Конституционному Суду было предложено «не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 10) и фактически считать настоящий Указ по юридической силе превосходящим действующую Конституцию, поскольку Конституция продолжала действовать лишь в части, не противоречащей Указу (ст. 1).

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Полномочия Президента РФ
    Закрепление и реализация принципа разделения власти легли в основу конституционного развития многих государств мира, провозгласивших демократические ценности и взявших путь на управление ст ...

    Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военная служба – особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной з ...

    Производство по делам об административных правонарушениях
    Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ является то, чт ...