Нетипичные формы правленияМатериалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Нетипичные формы правленияСтраница 3
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Наиболее распространенный путь приобретения верховной власти в теократическом государстве - выборы.
Институт выборов связан с традициями родоплеменного самоуправления и является в теократическом государстве наследием первобытнообщинной демократии. В соответствии с принципом выборности - "аш-шура", разработанным в рамках концепции халифата суннитской и хариджитской ветвей ислама, формируется власть в мусульманских теократических государствах. На тайное голосование выносится вопрос о замещении поста Верховного правителя Государства Града Ватикан.Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Ему принадлежат законодательная и судебная власти. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высшие консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви, коллегия кардиналов и епископский собор. Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее состав входят: секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы. Охрану резиденции несет швейцарская папская гвардия.
В единичных странах Африки существует патриархальная монархия. В Свазиленде король - это, по существу, вождь племени. При нем создан племенной совет ликоко в составе 17 других вождей, возглавляемый королевой-матерью (в этом сказываются пережитки матриархата). После смерти монарха ликоко выбирает другого короля из числа сыновей покойного (последний раз такой выбор осуществлялся из 120 сыновей короля от 80 жен).
В современном мире существуют и нетипичные виды республик, а именно: теократические, президентские и монократические (социалистические и правления политической организации), правления коллегиального органа, обычно образуемого военным руководством, джамахирия, квазипарламентские.
Теократические республики. Характерной чертой теократической республики является сочетание светской и духовной власти в руках выборного главы государства. По способу выбора главы государства теократическая республика близка к парламентской. Яркий пример такой формы правления - Исламская Республика Иран (ИРИ). Согласно Конституции ИРИ и принятому в 1981 г. закону, в стране запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций. Существует ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности Общество борющегося духовенства. Государственная власть осуществляется независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного руководителя (лидера) страны. Этот пост занимает богослов (факих), которого определяет и назначает особый орган - Совет экспертов. В обязанности руководителя входит: определение генеральной линии в политике ИРИ и контроль за правильностью ее претворения в жизнь; командование вооруженными силами; объявление войны и мира; назначение и отстранение от должности факихов Совета по охране Конституции, главы судебной власти, председателя телерадиовещательной организации "Голос и образ Исламской Республики Иран", начальника объединенного штаба, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками; подписание указа о назначении президента после его избрания; объявление амнистии или смягчение приговоров. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - Собранию (Меджлису) исламского совета, состоящему из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Глава государства - президент, избираемый прямым голосованием сроком на 4 года. Никто не может занимать этот пост более чем 2 срока подряд. Президент несет ответственность за выполнение Конституции, руководит исполнительной властью (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к компетенции Руководителя), возглавляет Кабинет министров, назначает самих министров и представляет их на утверждение Меджлису, подписывает договоры и соглашения с другими государствами. В целях создания гарантий соблюдения национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета страны под председательством президента действует Высший национальный совет национальной безопасности. Как глава Кабинета министров президент наблюдает за работой министров и координирует их деятельность. В сотрудничестве с министрами президент определяет программу и политический курс правительства и организует исполнение законов. Президент отвечает перед Меджлисом за деятельность правительства. Меджлис может выразить вотум недоверия Кабинету министров или любому из министров, в том числе по итогам интерпелляции. В этом случае Кабинет или соответствующий министр должны уйти в отставку. Президент может отправить в отставку любого члена правительства или Кабинет в целом. В этом случае он должен получить вотум доверия от Меджлиса в отношении нового министра (нового состава правительства). Если состав правительства изменился наполовину и более, Кабинет министров обязан получить новый вотум доверия от Меджлиса.
Смотрите также
Принцип разделения властей
Принцип разделения властей
представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти
Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм,
регл ...
Профессиональная карьера государственных служащих
Изменения, произошедшие в
России за последние десять лет, сделали актуальной проблему укрепления
государственности и, в частности, повышения эффективности государственной
службы. Все очевид ...
Институт гражданства
Без лишнего преувеличения
можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих
в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Союза Советских
Социал ...