Формирования уставного фонда и проблемные вопросы в законодательствеМатериалы / Правовое регулирование создания юридического лица / Формирования уставного фонда и проблемные вопросы в законодательствеСтраница 1
Законом Республики Беларусь от 25.05.2002 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» ГК РБ дополнен ст.47-1 «Уставный фонд коммерческой организации», которая устанавливает общий порядок формирования уставного фонда для всех без исключения коммерческих организаций.
К нормативно-правовым актам, регулирующим правовой режим уставного фонда, относятся также Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 № 11 (п. 6, 7), Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 «О страховой деятельности» (п. 15 - 18, 21, 24), Банковский кодекс Республики Беларусь (ст. 41, 75, 76, 112), Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (ст. 87, 88), Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (ст. 28, 29, 70, 74, 75, 93, 94, 105, 106) (далее по тексту - Закон об обществах) и др.Включение в 2002 году в ГК РБ ст. 47-1 «Уставный фонд коммерческих организаций», а также внесение изменений и дополнений в 2000 и 2002 годах в Декрет №11 значительно упорядочило отношения в сфере правового регулирования уставного фонда. Однако на протяжении последующих лет (период с 2002 по 2006 год) законодательство об уставном фонде коммерческих организаций существенно не изменялось. Нормы Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», регулирующие правовой режим уставного фонда хозяйственных обществ, были рассредоточены по различным статьям и содержали лишь общие положения со ссылками на иные законодательные акты. Все это в конечном итоге привело к тому, что нормы права в сфере регулирования уставного фонда коммерческих организаций несколько устарели и перестали отвечать реалиям социально-экономического развития. Так, нерешенными оставались вопросы о том, в каких пропорциях следует вносить в качестве вкладов в уставный фонд денежные вклады и иное имущество (в частности, имущественные права), в какой срок следует уведомлять кредиторов при уменьшении уставного фонда и т.д. В результате принятия новой редакции Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» - Закон об обществах - в 2006 году в правовой режим уставного фонда хозяйственных обществ были внесены изменения и дополнения, которые были призваны найти ответы на многие существовавшие вопросы.
Законом об обществах предусмотрен новый порядок внесения вкладов в уставный фонд хозяйственных обществ, утверждена обязательность проведения экспертизы денежной оценки вкладов в уставный фонд, закреплена новая процедура уведомления кредиторов и др. Большие изменения претерпели нормы Закона, регулирующие правовой режим уставного фонда обществ с ограниченной ответственностью: учредители (участники) обществ с ограниченной ответственностью получили право вводить ограничения на вносимое в качестве вклада в уставный фонд имущество.
Несмотря на внесенные дополнения, законодательство Республики Беларусь, также как и Гражданский кодекс Российской Федерации, и Гражданский кодекс Украины, не содержит четкого определения уставного фонда. Статья 47-1 ГК не предусматривает понятия «уставный фонд». Закон об обществах определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов, этим закрепляется «гарантирующая» функция уставного фонда.
Смотрите также
Развитие советского трудового права
Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественн ...
Общая характеристика специальных учреждений правоохранительных органов Республики Казахстан
В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция,
административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные
органы и военная полиция Министерства внутренни ...
Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации
Субъект федерации, согласно наиболее распространенным
теоретическим воззрениям, - это государственное образование (не обладающее
суверенитетом) в составе федеративного государства. Федератив ...