Формирования уставного фонда и проблемные вопросы в законодательстве
Материалы / Правовое регулирование создания юридического лица / Формирования уставного фонда и проблемные вопросы в законодательстве
Страница 1

Законом Республики Беларусь от 25.05.2002 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» ГК РБ дополнен ст.47-1 «Уставный фонд коммерческой организации», которая устанавливает общий порядок формирования уставного фонда для всех без исключения коммерческих организаций.

К нормативно-правовым актам, регулирующим правовой режим уставного фонда, относятся также Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 № 11 (п. 6, 7), Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 «О страховой деятельности» (п. 15 - 18, 21, 24), Банковский кодекс Республики Беларусь (ст. 41, 75, 76, 112), Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (ст. 87, 88), Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (ст. 28, 29, 70, 74, 75, 93, 94, 105, 106) (далее по тексту - Закон об обществах) и др.

Включение в 2002 году в ГК РБ ст. 47-1 «Уставный фонд коммерческих организаций», а также внесение изменений и дополнений в 2000 и 2002 годах в Декрет №11 значительно упорядочило отношения в сфере правового регулирования уставного фонда. Однако на протяжении последующих лет (период с 2002 по 2006 год) законодательство об уставном фонде коммерческих организаций существенно не изменялось. Нормы Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», регулирующие правовой режим уставного фонда хозяйственных обществ, были рассредоточены по различным статьям и содержали лишь общие положения со ссылками на иные законодательные акты. Все это в конечном итоге привело к тому, что нормы права в сфере регулирования уставного фонда коммерческих организаций несколько устарели и перестали отвечать реалиям социально-экономического развития. Так, нерешенными оставались вопросы о том, в каких пропорциях следует вносить в качестве вкладов в уставный фонд денежные вклады и иное имущество (в частности, имущественные права), в какой срок следует уведомлять кредиторов при уменьшении уставного фонда и т.д. В результате принятия новой редакции Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» - Закон об обществах - в 2006 году в правовой режим уставного фонда хозяйственных обществ были внесены изменения и дополнения, которые были призваны найти ответы на многие существовавшие вопросы.

Законом об обществах предусмотрен новый порядок внесения вкладов в уставный фонд хозяйственных обществ, утверждена обязательность проведения экспертизы денежной оценки вкладов в уставный фонд, закреплена новая процедура уведомления кредиторов и др. Большие изменения претерпели нормы Закона, регулирующие правовой режим уставного фонда обществ с ограниченной ответственностью: учредители (участники) обществ с ограниченной ответственностью получили право вводить ограничения на вносимое в качестве вклада в уставный фонд имущество.

Несмотря на внесенные дополнения, законодательство Республики Беларусь, также как и Гражданский кодекс Российской Федерации, и Гражданский кодекс Украины, не содержит четкого определения уставного фонда. Статья 47-1 ГК не предусматривает понятия «уставный фонд». Закон об обществах определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов, этим закрепляется «гарантирующая» функция уставного фонда.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Уголовная ответственность за посягательство на жизнь человека
    Россия к началу ХХI столетия, как и в начале ХХ века, вновь оказалась на перепутье. Нет четких устоев общественной и государственной жизни, давно разрушена привычная система социальных ценн ...

    Уголовно-правовая характеристика грабежа
    Экономическая политика государства последних десятилетий имела немало отрицательных факторов. Это привело к тому, что, прежде всего, произошло снижение жизненного уровня населения и снижени ...

    Завещание как сделка и принцип свободы завещания
    Наследование представляет собой один из древнейших правовых институтов, который сопровождает любую общественно-экономическую формацию, поскольку каждый человек рано или поздно становится на ...