Индивидуализация юридического лица
Страница 1

Вопросы об определении фирменного наименования и будущего места нахождения юридического лица являются одними из самых важных в процессе создании юридического лица.

Фирменное наименование и место нахождения юридического лица - основные средства индивидуализации юридического лица, т.

е. его выделение из массы всех других организаций.

Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение; им определяется решение многих вопросов, например правоспособности юридического лица, места возникновения и исполнения обязательства, в котором участвует юридическое лицо (статья 297 ГК РБ), подсудность споров, место уплаты налогов и т.д.

Пункт 2 статьи 50 ГК РБ законодательно определяет место нахождения юридического лица. В указанном пункте содержится диспозитивная правовая норма, в соответствии с которой местом нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Нетрудно заметить, что формулировка пункта второго статьи 50 ГК РБ оставляет чрезмерно большой простор для толкований, поскольку из нее не представляется возможным уяснить, что же, собственно, является или признается местом нахождения юридического лица. Характер взаимосвязи между местом нахождения юридического лица и местом его государственной регистрации остается неясным. Отметим, что в действовавшей ранее статье 30 Гражданского кодекса 1964 г. место нахождения юридического лица было определено гораздо более точно (ст. 31 «Место нахождения юридического лица»): местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего органа.

Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 № 11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2006 года N 8) утверждено Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее - Положение), которое в том числе предусматривает (пункт третий), что государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения. В то же время Положение не содержит каких-либо норм, позволяющих установить взаимосвязь между местом государственной регистрации и местом нахождения юридического лица. Из смысла Положения лишь следует, что указанное в учредительных документах место нахождения юридического лица определяет территориальную подведомственность акта регистрации тому или иному регистрирующему органу, указанному в пункте тринадцатом Положения. Таким образом, исходя из действующего сегодня законодательства может быть сформулировано лишь следующее определение места нахождения юридического лица: местом нахождения юридического лица признается то, что указано в учредительных документах в качестве места его нахождения

Из норм Положения следует, что под местонахождением юридического лица понимается адрес (город, улица, здание), вплоть до номера комнаты, квартиры или жилого дома физического лица в некоторых, предусмотренных законом, случаях.

Очевидно, что на практике юридическое лицо может иметь так называемый юридический (место нахождения, указанное в учредительных документах и внесенное в соответствующие регистры) и фактический адреса. Под юридическим адресом также, как правило, понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Фактический (почтовый) адрес - это адрес, по которому обычно реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Представляется, что в данном случае уместно вести разговор о фактическом адресе именно как о месте нахождения исполнительного органа, правомочного осуществлять от имени юридического лица юридически значимые действия.

Законодательство Республики Беларусь не содержит общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов юридического лица, однако в нормативных актах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание этому все же уделено. Так, например, в регистр субъектов градостроительной деятельности подлежит включению юридический адрес и адрес фактического местоположения (Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 ноября 1998 N 398 в редакции постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 июля 2006 года N 19), при согласовании объявлений об учебе граждан Республики Беларусь за границей также указываются юридический адрес и адрес фактического местонахождения (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 мая 2005 N 39а/156) и так далее. Особенно нередки случаи законодательного утверждения всевозможных форм заявлений, анкет и иных бланков, предусматривающих указание не только юридического, но и фактического адреса, что свидетельствует о понимании законодателем и учете возможных ситуаций, когда юридический адрес юридического лица не совпадает с его фактическим адресом.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Альтернативные формы разрешения споров в сфере гражданского судопроизводства
    Развитие гражданского оборота в Российской Федерации неизбежно влечет увеличение количества конфликтов. Их разрешение возможно как в рамках государственной судебной системы, так и с использо ...

    Перевод нежилого помещения в жилое
    Все чаще мы становимся свидетелями того, как граждане используют объекты нежилого фонда, находящиеся в Федеральной собственности, в личных целях. Однако, действующее законодательство зап ...

    Адвокатская деятельность в третейских судах
    Адвокатская деятельность – квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их ...