Характеристика отдельных преступлений международного характераМатериалы / Преступления международного характера / Характеристика отдельных преступлений международного характераСтраница 2
В соответствии с названной Конвенцией Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:
1) любым лицом на территории Российской Федерации или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в Российской Федерации;
2) чтобы заставить Российскую Федерацию совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;
3) в отношении заложника - гражданина Российской Федерации;
4) гражданами Российской Федерации или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории Российской Федерации.
Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет "иностранного элемента").
Трансформация международно-правовых норм о захвате заложников в национальное законодательство является важным вкладом в дело борьбы с этими преступлениями на территории Российской Федерации.
Уголовная ответственность за захват заложника в российское законодательство была введена относительно недавно, в 1987 г. после ратификации СССР Международной конвенции о борьбе с захватом заложников.
Преступления, связанные с захватом заложников, угрожают жизни и здоровью людей, иногда приводят к их гибели, уничтожению имущества, нарушению нормальной деятельности государственных органов и учреждений, вызывают негативный общественный резонанс. При определенных условиях захват в качестве заложников представителей дипломатического корпуса, духовенства, журналистов, бизнесменов и других лиц может нанести ущерб делу мира и мирного сотрудничества, нарушить нормальный ход международных контактов и встреч. Вследствие этого общественная опасность захвата заложника очень высока. Она определяется тем, что это деяние посягает на общественную безопасность, общественный порядок и личную свободу.
По характеру и степени общественной опасности рассматриваемое преступление отнесено ч. 4 ст. 15 УК РФ "Категории преступлений" к категории тяжких, а при наличии отягчающих и особо отягчающих обстоятельств ч. 5 этой статьи - особо тяжких.
Общественная опасность захвата заложника заключается в том, что в результате его совершения имеется реальная угроза жизни и здоровью неопределенно широкому кругу граждан, парализуется нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, нарушается деятельность транспорта и т.п.
Под захватом в качестве заложника понимается тайное или открытое противоправное задержание человека и лишение его возможности по своему усмотрению свободно принимать решение о месте пребывания или передвижения с последующим объявлением этому лицу либо заинтересованным в его судьбе гражданам, а также органу власти, руководителю организации, предприятия или учреждения о выдвигаемых требованиях в качестве условия освобождения захваченного.
В целом, международное право уже традиционно рассматривает захват заложников в качестве разновидности международного терроризма.
Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.
Согласно Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности "доходы" означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под материальными ценностями понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.
Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов, к которым относятся совершенные умышленно:
1) конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфискации имущества);
2) утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;
Смотрите также
Правовое регулирование в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства РФ
Основу любого общества составляет
трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных
форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную
нео ...
Теория и практика производства следственного эксперимента
Актуальность рассмотрения
следственного эксперимента обуславливается следующими обстоятельствами:
Во-первых, следственный
эксперимент в последнее время становится все более популярным про ...
Правовое регулирование и осуществление контрольно-счетной деятельности
Процесс регулирования и
развития, а также состояние современной правовой базы контрольно - счетной
деятельности до сих пор не отвечают потребностям экономического развития страны
и ее регио ...