Роль Конституционного суда в институте Президентства РФ
Страница 1

Ответственность органов власти не может быть представлена без ответственности российского Президента - единоличного органа власти, не относящегося ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, но наделенного полномочиями во всех указанных сферах и осуществляющего координацию деятельности всех трех ветвей власти.

Президент РФ как глава государства обладает рядом полномочий контрольного и властно-распорядительного характера. Контрольные полномочия Президента РФ предусмотрены в отношении федерального парламента (право вето и право на обжалование актов парламента на предмет их неконституционности), органов и должностных лиц исполнительной власти, органов и должностных лиц субъектов РФ (отмена и приостановление актов, принятие решений об отставке ряда должностных лиц и др.). Обширнейшие полномочия Президента РФ, несомненно, должны иметь законодательные ограничения, в том числе и посредством применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) имеющихся обязанностей, выход за пределы предоставленных полномочий. Особенно актуально закрепление конституционно-правовых санкций в связи с установившимся мнением о том, что глава государства одновременно является и главой исполнительной власти, а значит, напрямую определяет правопорядок в стране.

На сегодняшний день Конституцией РФ установлено не так много оснований для привлечения главы государства к ответственности, при этом они касаются лишь случаев совершения Президентом РФ преступления, и нет ни одного, влекущего ответственность за неисполнение им обязанностей.

В частности, Президент РФ может быть подвергнут процедуре импичмента (отрешения от должности) за измену или совершение иного тяжкого преступления (ст. 93 Конституции РФ). Еще одним основанием привлечения к ответственности является признание Конституционным Судом РФ неконституционным и утратившим силу нормативного акта Президента РФ (ч. 2 и 6 ст. 125 Конституции РФ). Каких-либо иных оснований для привлечения Президента РФ к ответственности нет. Да и основание отрешения от должности, предложенное ныне действующей Конституцией РФ, вряд ли заслуживает одобрения. Налицо сужение ответственности Президента РФ по сравнению с прежней российской Конституцией, которая предусматривала отрешение Президента от должности в случае нарушения Конституции, законов РФ и данной им присяги (ст. 121.10 Конституции (Основного Закона) РСФСР). На сегодняшний день Президент РФ не подвергнут ответственности не только за неисполнение своих конституционных обязанностей, но и даже за прямое нарушение Конституции РФ, что является предметом самого пристального внимания большинства ученых: «На то обстоятельство, что в действиях федерального Президента РФ могут быть и имеются отступления от действующих законов, указывает практика решений Конституционного Суда РФ . Обращает на себя внимание и тот факт, что Президент РФ, являющийся по Конституции гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), не несет конституционно-правовой ответственности не только за неисполнение им своих обязанностей в этой части, но и за то, что его указами данные права могут быть нарушены».

Как показывает мировая практика, даже не имея и трети полномочий, которыми наделен Президент РФ, главы зарубежных государств подлежат ответственности не только за государственную измену и совершение иных тяжких преступлений, но и за ряд иных противоправных действий.

Можно привести следующие основания конституционной ответственности президентов, за которые может последовать в качестве конституционно-правовой санкции лишение полномочий:

1) нарушение конституции или закона (Греция, ФРГ, Польша, Италия);

2) неисполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей (Иран, Монголия);

3) совершение государственной измены или другого деяния (преступления), несовместимого с дальнейшим осуществлением президентских полномочий (США, Ирландия, Чешская Республика, Польша, Франция);

4) отклонение, принесение с оговоркой, нарушение присяги (Италия, Литва, Таджикистан, Монголия);

5) нарушение требований о несовместимости (Венгрия);

6) некомпетентное осуществление полномочий (Иран);

7) нарушение порядка выезда за пределы страны (Португалия, Ирландия);

8) инициирование референдума по роспуску парламента, если по итогам народного голосования роспуск не поддержан избирателями (Латвия).

Представляется необходимым увеличить перечень оснований, санкцией которых будет являться отрешение Президента РФ от должности. Нужно учитывать принцип: чем существеннее полномочия, тем больший должен быть контроль за их реализацией. Однако и ныне действующее положение об отрешении от должности Президента РФ заслуживает немало критических замечаний, и не только по причине невключения в качестве основания ответственности за нарушение Конституции РФ.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Государственная власть: понятие, признаки, структура
    Словосочетание « государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий ...

    Криминалистическая фотография, её значение в следственной и экспертной практике
    Криминалистическая фотография один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, испол ...

    Анализ особенностей регулирования труда работников автотранспорта
    Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа р ...