Понятие конституционности и ее осуществление Конституционным судомМатериалы / Правовые позиции конституционного суда России по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления / Понятие конституционности и ее осуществление Конституционным судомСтраница 2
Запрос соответствующего государственного органа или должностного лица, поступивший в Конституционный Суд РФ, служит единственным и обязательным поводом для принятия этим Судом к рассмотрению дела о проверке конституционности определенного нормативного правового акта.
Запрос - это основа содержания и предмет рассмотрения обращаемого к Конституционному Суду РФ вопроса. В свою очередь, Конституционный Суд РФ, руководствуясь содержанием запроса, сам окончательно формулирует предмет судебного рассмотрения, исключая из него те вопросы, которые в силу различных оснований и причин не могут быть им рассмотрены.Как и другие суды, Конституционный Суд РФ выносит решения на основе доказательств, рассмотренных в судебном заседании. Он руководствуется теми же принципами при рассмотрении дел, что и другие суды, осуществляющие правосудие. Например, закрепленный в Конституции РФ принцип независимости судей и гарантии этой независимости полностью распространяются и на судей Конституционного Суда. В Законе о Конституционном Суде РФ закреплены и такие принципы осуществления правосудия, как гласность и коллегиальность, состязательность и равноправие сторон, принципы устности разбирательства, непрерывности и др.
Следует также отметить, что принцип законности, которым руководствуются суды общей юрисдикции и арбитражные суды, обязателен для Конституционного Суда как принцип конституционной законности, так как согласно ст. 1 Закона о Конституционном Суде РФ он является судебным органом конституционного контроля.
С принципом конституционности, как уже отмечалось, непосредственно связано конституционное полномочие Конституционного Суда РФ давать толкование Конституции РФ. В арсенале Конституционного Суда РФ наличествуют две формы.
Одна из них свойственна всем конституционным судам и составляет основное содержание их деятельности: это толкование конституционных норм и положений в связи с рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о соответствии нормативного акта Конституции, спор о компетенции между государственными органами, между Федерацией и ее субъектами или вопрос о соответствии международного договора Конституции.
Вторая форма конституционного толкования - это так называемый прямой запрос о толковании, которое связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда.
«Толкование в судебном конституционном контроле, - пишет Ж.И. Овсепян, - функциональная доминанта, составляющая глубинную суть конституционно-контрольной деятельности, ее квалифицирующий признак. Оно определяет особое место специализированного конституционного контроля в механизме «разделения властей», «специализацию» судебного конституционного контроля в этом механизме. Толкование - это процессуальная форма, которая отражает особенности компетенционной специализации судебного конституционного контроля в системе осуществления власти, т.е. содержание его полномочий как арбитра посредника между законодательной и исполнительной властью, федерацией и ее субъектами, государством и территориями, властью и личностью и т.д. Иными словами, толкование - процессуальная форма, ассоциирующаяся с третейским, посредническим предназначением судебного конституционного контроля в механизме «разделения властей». Наконец, толкование конституции - это форма деятельности, наиболее приближенная к законодательству».
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу, при этом повторное принятие того же акта не может преодолеть юридическую силу постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным. Это означает, что в плане соотношения властей судебная власть, в данном случае выраженная в решении (постановлении) Конституционного Суда РФ, не имеет фактически никакого противовеса, что ставит другие ветви власти далеко не в равное положение. Может ли существовать гарантия того, что Конституционный Суд РФ, признавая тот или иной правовой акт неконституционным и лишая его юридической силы без права на обжалование и возможность преодоления такого решения путем повторного принятия такого акта во всех без исключения случаях, выражает абсолютную истину.
Смотрите также
Договор аренды по современному российскому гражданскому праву
Договор аренды (имущественного найма) относится к числу классических
договорных институтов, известных цивилистики со времен римского права. Римское
право признавало три различных вида найма: ...
Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях
Антинаркотическая
позиция общества наиболее активно формируется в последние годы: на
международном и национальном уровне она получает правовой формат в виде
антинаркотического законодательс ...
Особенная часть уголовного кодекса Российской Федерации: современное состояние и проблемы совершенствование
Понятие и предмет
Особенной части уголовного права. Особенная часть уголовного права представляет
собой совокупность уголовно-правовых предписаний, очерчивающих круг деяний,
признаваемых пр ...