Понятие конституционности и ее осуществление Конституционным судом
Страница 1

Конституционность - это качественно-правовая характеристика законодательных и иных правовых актов, выражающаяся в соответствии этих актов Конституции РФ. При этом имеется в виду, что само такое соответствие обеспечивается не достижением формального сходства либо даже буквальным воспроизведением в правовом акте тех или иных конституционных принципов, норм и положений, а сущностным их соответствием, отсутствием содержательных и логических противоречий.

При этом нормы законодательных и иных правовых актов могут быть бесконечно разнообразными, охватывать своим регулирующим воздействием самый широкий круг отношений, принадлежать к различным отраслям и институтам правовой системы.

Конституционность предполагает также, что соответствие норм законодательных и подзаконных актов не ориентировано исключительно лишь на один определенный принцип либо норму Конституции, а имеет в качестве своего критерия Конституцию как целостное и единое правовое явление. При этом каждые из сравниваемых конституционных принципов и норм рассматриваются в сущностной и содержательной взаимосвязи с рядом других, отвечающих в каждом конкретном случае смыслу, назначению и целям, лежащим в основе выявления конституционности, конституционных принципов, норм и положений.

Характеризуя феномен конституционности, следует учитывать и тот факт, что Конституция РФ включает в себя общепризнанные принципы современного международного права, а нормы данной отрасли права и правила международных договоров Российской Федерации входят в правовую систему России с приоритетом действия в случае противоречия с нормами национального права. Поэтому качественное состояние конституционности не может обеспечиваться без учета и этих важнейших обстоятельств.

Конституционность как качественно-правовое явление свойственна нормам законов и иных правовых актов в процессе их реализации, правоприменения, а потому конституционность - это и критерий правоотношений.

Выявление конституционности в результате соотнесения правовой нормы с Конституцией РФ, их анализа с последующим формулированием выводов, - это принцип конституционности. Из этого следует, что, будучи конституционно-правовым принципом, конституционность - это и результат аналитического познавательного процесса, со всеми свойственными ему проявлениями и особенностями.

Указанный анализ и формулирование суждений и выводов имеет место и в тех случаях, когда не приходится выявлять конституционность, например при официальном толковании отдельных положений, принципов и норм Конституции. Такое толкование - самостоятельная функция органа государственной власти, которому конституционно предписано ее осуществлять.

Вместе с тем следовало бы, очевидно, иметь в виду, что суть конституционного толкования составляет неотъемлемую часть процесса выявления и официального установления конституционности. Поэтому правомерен и вывод - конституционность правового акта является результатом в том числе и проводимого всякий раз толкования положений, принципов и норм Конституции.

Органом государственной власти, уполномоченным осуществлять формулирование выводов относительно конституционности законодательных и подзаконных правовых актов, является Конституционный Суд РФ. Это его назначение закреплено ст. 125 Конституции РФ, согласно которой Конституционный Суд РФ прежде всего по запросам органов и должностных лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 125, разрешает дела о соответствии указанных в этой же статье правовых актов Конституции РФ. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

По запросам же Президента РФ, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ Конституционный Суд РФ дает (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ) толкование Конституции РФ. Как видим, возможность осуществления Конституционным Судом РФ своих полномочий, связанных с выявлением и формулированием его выводов о конституционности правовых актов, может иметь место только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Такая компетенция носит наименование связанной.

Полномочия Конституционного Суда РФ о признании того или иного правового акта конституционным или, иными словами, о разрешении им дела о соответствии этого акта Конституции РФ, ограничены рядом условий:

а) Конституционным Судом РФ разрешаются дела о соответствии Конституции РФ лишь тех актов, которые перечислены в п. «а» - «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ (федеральные законы, акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и др.);

б) разрешение Конституционным Судом РФ дел о соответствии указанных актов Конституции РФ не может производиться по инициативе Конституционного Суда РФ. Для этого требуется, как уже отмечалось, запрос государственных органов и должностных лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Административно-правовое регулирование управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
    Гигантский прогресс науки и техники, усиленная эксплуатация природных ресурсов и быстрый рост населения земного шара сделали проблему отношений между человеком и природой особенно актуальной ...

    Экологическая экспертиза
    О состоянии окружающей природной среды сегодня говорится и пишется достаточно. В наиболее развитых в промышленном отношении странах давно бьют тревогу по поводу наступающего экологического ...

    Правовой статус личности
    Я выбрала данную тему, так как считаю наиболее интересной и актуальной. Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством ...