Собственность и право собственности
Страница 2

А.Тьер определял собственность как «естественный инстинкт взрослого человека, ребёнка, животного, единственная цель и необходимая награда труда». Аналогично рассматривает собственность И.А. Ильин, полагая, что «Частная собственность связана с человеческою природою… жизнью человеческого инстинкта».

Подобное понимание собственности встречается и в современной цивилистической литературе. К.И. Скловский считает собственность продолжением и воплощением личности в вещи, рефлексом собственника в материальном мире.

Для понимания сущности собственности К.И. Скловский обращается к взглядам Г.В.Ф. Гегеля, а именно к возникновению собственности. Собственность возникает первой по той причине, что она связана с внешними предметами, противостоящими воле субъекта (по мнению Г.В.Ф. Гегеля). Собственность в этом смысле это «помещение воли в вещь». Это не что иное, как присвоение людьми предметов окружающего мира для удовлетворения физических потребностей. Недаром, например, Прудон отмечал, что «собственность есть кража». Тем не менее, формула о «присвоении» имеет в отношении собственности рациональный смысл, тем более, если в ней видеть «не элемент природного и экономического процесса, объективный факт – факт «присвоенности», «принадлежности». В этой связи профессор Е.А. Суханов определяет собственность как «отношения между людьми по поводу вещей, заключающиеся в присвоенности или в принадлежности материальных благ одним лицом (их коллективам) и соответственно в отчужденности этих же благ от всех других лиц».

В соответствии с данным подходом собственность рассматривается как «нечто «своё», «собственное» для человека; отношение к вещам как к самому себе. Это «как бы продолжение человека в вещах, продолжение его персонального господства, абсолютной и исключительной власти в отношении внешних предметов, которые становятся условиями и факторами его существования…». Подчеркивается полное господство над предметами и отношение к ним, как к своим. При всей кажущейся ненаучности термина «как к своим», оно оказывается довольно глубоким, если учесть, что «своей» можно считать вещь, понимая её как пространственное расширение личности. Это качество отсутствует у обладателя всех других прав на вещь: они не относятся к чужой вещи как к атрибуту, продолжению собственной личности.

В контексте рассматриваемого подхода следует отметить, что человек выступает не как примитивный «захватчик» вещи, который в последующем распространяет свою власть на нее, а как «мыслящее и творческое существо, продолжающее себя во внешнем мире и тем самым, открывая для себя возможность, осваивать его».

Интересно то, что характеристика собственности через личность свидетельствует о наличии в ней некой духовной сути, скрытой в глубинах феномена «собственность», ведь уже в вещном характере собственности проявляются неосмысленные черты, которые влекут людей. Это не расчеты на богатство и иные материальные выгоды, это противостояние собственности «образу жизни, построенному на воровстве…». По-видимому, есть все основания полагать, что самые высокие духовные категории, такие как совесть, солидарность сообразуются с собственностью.

С учетом рассматриваемой позиции можно сделать вывод о том, что по своей исконной сути собственность – персонифицированная категория, т.е. была изначально обозначена как частная собственность. Это собственность конкретного лица, полное обладание которого вещами, иными предметами на прямую соприкасается с его интересами, разумом и свободной волей. Только персонифицированная, частная собственность в силу своих исходных качеств способна быть продолжением личности, её господства и власти, выраженной в вещах, иных явлениях окружающего мира.

Заслуживает внимания классическая трудовая теория Д. Локка, полагавшего, что собственность является самостоятельной ценностью вне договорных отношений. «Закон разума» устанавливает правило, согласно которому вещи должны принадлежать тем, кто затратил на них собственный труд, даже, несмотря на то, что до этого иные лица обладали на вещи правом собственности. В конечном счете, человек отгораживал своим трудом собственность от общего достояния (в первую очередь земельный участок). Со временем появляются границы между земельными участками, и возникает необходимость в утверждении собственности путем договора и соглашения. Договоры носили произвольный характер и к содержанию самой собственности никакого отношения не имели. Понимание собственности Локк обосновывал тем, что человек – господин и владелец своей собственной личности, а, следовательно, владелец своих действий и своего труда. Труд выступает как источник права собственности.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Альтернативные формы разрешения споров в сфере гражданского судопроизводства
    Развитие гражданского оборота в Российской Федерации неизбежно влечет увеличение количества конфликтов. Их разрешение возможно как в рамках государственной судебной системы, так и с использо ...

    Расследование разбойных нападений
    Построение правового государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания эффективного механизма противодействия преступности. Эффективное и полное раскрытие и рассле ...

    Причины появления и пути преодоления правового нигилизма
    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация – это демократическое правовое государством. Однако, несмотря на эту норму, провозглашенную при принятии Конституции РФ 1993 г., ...