Собственность и право собственности
Страница 1

Собственность в современном мире, её правовые формы – картина многоликая, пёстрая.

В ряде стран (особенно в Африке) сохранились даже остатки родоплеменных и колониальных порядков, в других регионах (преимущественно в странах Дальнего Востока) всё ещё действуют традиционные феодальные отношения собственности, основанные на философских и религиозных догмах, диктате политической власти, порой даже слегка осовремененного, но всё же авторитарного теократического типа.

И всё же главное в пёстрой картине собственности, её правовых форм в нынешнее время – это те направления развития в области собственности, которые характерны для продвинутых стран, следующих прогрессивным курсом – курсом демократических цивилизаций с частнособственнической, конкурентной товарно-рыночной экономикой. Это - процессы, свойственные, как принято считать, странам Запада (Центральной и Западной Европы, а также Северной и частично Южной Америки), а теперь ещё и ряду стран Азии, Южной Африки (Гонконг, ЮАР), впрочем, нередко с сохранением в той или иной мере традиционалистской идеологии.

«Собственность» является одной из наиболее изученных категорий, как экономической, так и юридической наукой. Это объясняется особой важностью для общества отношений собственности, и, следовательно, необходимостью их правового регулирования. Как известно, собственность представляет собой материальную основу жизнедеятельности любого общества.

Чаще всего под собственностью понимают отношения присвоения определённого имущества (материального блага) конкретным лицом (лицами) и одновременное отчуждение данного имущества (блага) от всех иных лиц. Эти отношения складываются из двух составляющих: отношение индивида (или коллектива) к присвоенному конкретному материальному благу как к своему. И отношение всех иных лиц к данному материальному благу как к чужому.

Из этого определения следует, что собственность – это в первую очередь отношение человека (группы людей) к вещи (благу) как к своему. Однако этим содержание собственности не исчерпывается, поскольку собственность немыслима без того, чтобы все иные лица относились к ней как к чужой. А это означает, что третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужую вещь (благо) и на волю собственника в отношении этой вещи (блага). Следовательно, собственность – это ещё и отношения между людьми по поводу вещей (благ). Можно сказать следующее: собственность основана на разделении «моего» и «твоего», или «своего» и «чужого».

Многогранность понятия «собственность» заставляет рассматривать её под разными углами зрения: и как юридическую, и как историческую, и как морально-этическую категорию. Категория собственности, как показывает исторический опыт, носит объективный, не зависящий от воли людей характер, обусловленный факторами эффективного использования природных ресурсов и развития производительных сил.

Следует отметить, что правовая характеристика собственности представляет собой субъективное толкование сложившихся (в силу национальных обычаев и традиций) отношений по поводу присвоения благ. Первые источники, упоминающие о собственности как правовой категории, - это религиозные, священные книги: Библия, Коран и их интерпретации. Религиозные писания содержали основные постулаты будущего института права собственности. Так, в Библии сказано, что уже на шестой день сотворения мира люди были наделены правом владеть (функция собственности) всеми благами земли.

Все религиозные конфессии возникали не спонтанно. В силу этого любая из существующих ныне религий отражает уже сложившееся социально-экономическое (власть и подданные) и имущественное (богатые и бедные) разделение людей, а также сопутствующие этому разделению основы социальной справедливости. Так, восьмая заповедь Библии гласит: «Не укради», а десятая заповедь – «Не желай себе ничего, что у ближнего твоего». Тем самым Священное Писание, можно сказать, взяло на себя функцию защиты права собственности. Обратившись к Корану, мы увидим, что там также сформулированы представления о труде как источнике благосостояния, о налоге в пользу неимущих и др. Исходя из прообразов источников права собственности, собственность можно считать и морально-этической категорией.

К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали важнейшую роль собственности в обществе, подчеркивая, что во всяком революционном движении выходит «на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения». Но несмотря на свою важнейшую роль, первоначально собственность не получила научного определения. Известно, что древние римляне не проводили различия между собственностью и правом собственности. Когда в их работах и почти всех последующих юристов стояло слово «собственность», то, как правило, имелось в виду право собственности. И. Бентам утверждал, что «собственность есть исключительно создание закона». Между тем собственность есть категория экономическая, существующая независимо от воли людей, в то время как право собственности – явление идеологическое, порождённое человеческим разумом. Различие собственности и права собственности принято в нашей литературе.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Инвестиции и тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
    Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием ...

    Анализ алиментных правоотношений в России
    Конституция РФ 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развит ...

    Поступление на службу и способы замещения должностей
    Тема моей работы называется «Поступление на службу и способы замещения должностей». Актуальность темы состоит лишь в том, что каждый человек имеет право работать, будь-то это завод по произ ...