Понятие, состав, порядок формирования Правительства Республики БеларусьМатериалы / Исследование принципа разделения властей / Понятие, состав, порядок формирования Правительства Республики БеларусьСтраница 4
В Конституции Республики Беларусь срок полномочий Правительства конкретно не определяется. В ней лишь сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство.
Поэтому допустимо с известными оговорками говорить о том, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Президента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия Правительству, право отказать в доверии Правительству со всеми вытекающими отсюда последствиями, право Президента на смену членов Правительства (отправление в отставку и назначение новых членов Правительства).Как уже отмечалось, Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Однако это должно происходить не после объявления результатов выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им присяги (ст. 83 Конституции).
В силу того, что необходимо время для формирования нового Состава Правительства, Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.
В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Главой государства Премьер-министра от должности.
Используя это право, Президент должен одновременно известить Палату представителей о принятом решении. Зарубежный опыт свидетельствует, что в случае, если президент злоупотребляет своим правом и часто осуществляет замену премьер-министров, что свидетельствует об ошибках в подборе кандидатур, то парламент (палата) представителей может выразить свое отношение путем отказа в даче согласия на назначение либо высказаться по данному вопросу при обсуждении новой предложенной кандидатуры.
Если встать на ту точку зрения, что Президент Республики Беларусь не имеет права освободить Премьер-министра от должности без согласия Палаты представителей, то это может привести к серьезной конкуренции между Главой государства и главой подчиненного ему Правительства, включая и проведение Премьер-министром политики, противоречащей линии Президента Республики Беларусь. Установленная Конституцией организация власти в принципе это не допускает.
Согласно части седьмой ст. 106 Конституции Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.
Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии Правительству вносится Премьер-министром на имя Председателя Палаты представителей. Предварительная подготовка и порядок включения данного вопроса в повестку дня сессии осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом. Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Такое решение оформляется постановлением. Если решение о доверии не принято, то считается отказом Правительству в доверии. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять, решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.
Смотрите также
Юридическая практика
Юридическая практика – это деятельность компетентных органов и субъектов по изданию,
толкованию и реализации юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным
социально-правовым опыто ...
Прекращение договора социального найма жилого помещения
Конституция
Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод
человека и гражданина право на жилище.
Право на
жилище - одно из важных социально-экономически ...
Стадии доказывания в гражданском процессе: проблемы видовой классификации
Построение основ правового государства в
Российской Федерации обусловливает осуществление преобразований во всех сферах
жизни общества. Одним из важнейших выступает совершенствование судебно ...