Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации
Материалы / Государственное управление и исполнительная власть / Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации
Страница 2

Итак, в систему принципов построения и деятельности органов исполнительной власти входят:

принцип федерализма;

принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти;

принцип системности этих органов;

принцип централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе;

принцип дифференциации и фиксирования функций и полномочий;

принцип законности;

принцип профессионализма и компетенции;

принцип гласности;

принцип чередования функций и полномочий и передачи одной частью органов исполнительной власти другой её части некоторых своих полномочий;

принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти.

Хотя приведенная классификация несколько условна, в ряде случаев она позволяет по-новому взглянуть и на данную проблему в целом, и на систему, характер и специфику принципов, которые характерны именно для построения и деятельности органов исполнительной власти

1. Принцип федерализма - это конституционное, широкое и глубокое начало, которое во многом обусловливает характер и специфику всего организационно-правового строения современного Российского государства в целом, а не только органов исполнительной власти. "Элемент федерализма" применительно к. органам исполнительной власти непосредственно закреплен в ряде глав и статей Конституции Российской Федерации.

Принцип федерализма как одна из основ построения органов исполнительной власти глубоко и всесторонне сочетается с принципом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти, - как и вся система исполнительной власти Российской Федерации, так и ее отдельные части, и органы требуют соответствующего и эффективного правового регулирования, т.е. наличия правовой основы.

Исходные, фундаментальные положения на сей счет содержатся в, самой Конституции, остальное, т.е. текущее, динамичное регулирование, касающееся органов исполнительной власти, - в федеральных законах, во множестве других нормативно-правовых актов.

Например, в Конституции определены основы правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации: в ст.10 - принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; в ст.71. п. "г" предусмотрены система федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации; в гл.4 содержатся нормы о взаимоотношениях Президента и органов исполнительной власти; гл.6 целиком посвящена статусу Правительства Российской Федерации. В федеральных законах, нормативных указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства РФ содержатся многочисленные правовые нормы о статусе органов исполнительной власти, а также примерная структура органов краевой и областной администрации (управления, комитеты, отделы).

Перечисленными и многими другими правовыми нормативными актами устанавливаются правовая основа соответствующих органов исполнительной власти, порядок их организации, правовые основы компетенции.

3. Принцип системности органов исполнительной власти - до принятия нынешней Конституции Системность органов, в том числе органов государственного управления, рассматривалась как некая непреложная, имманентная самому общественно-политическому строю и действовавшей Конституции.

С принятием Конституции РФ положение несколько изменилось. Теперь термин "система" применительно к государственным органам так просто не присваивается. Да и само понятие "система", а, следовательно, явление системности, применяется только по отношению к определенному кругу государственных органов. Например, термин "система" едва ли применим к органам законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку и правовой статус, и наименования, и. порядок образования, и сроки легислатуры у них разные. Каждый законодательный орган имеет свои существенные особенности, что не позволяет говорить об их совокупности как о системе.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Обеспечение иска
    Тема, положенная в основу, подготовленной мной курсовой работы – обеспечение иска. Данная работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит два параграфа. Обеспечение иска в гражда ...

    Система здравоохранения в Российской Федерации
    Система здравоохранения- это совокупность взаимосвязанных мероприятий, который содействуют укреплению здоровья и проводится на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физ ...

    Прекращение договора социального найма жилого помещения
    Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важных социально-экономически ...