Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления
Материалы / Органы местного самоуправления в России / Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления
Страница 3

Одной из самых массовых форм непосредственного участия населения в решении многих вопросов местного значения являются собрания и сходы граждан по месту их жительства: по домам, улицам, жилищным комплексам или иным участкам территории города.

Таким путем население приобщается к управлению делами города и имеет возможность осуществлять контроль за деятельностью органов городского самоуправления. По вопросам общегородского значения могут проводиться общегородские конференции представителей населения города.

Основные вопросы функционирования собраний (сходов) регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кроме того могут применяться статьи 80-86 Закона РСФСР 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР". Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений» пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Собрание (сход) граждан является одной из форм волеизъявления, посредством которой граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Собрание (сход) граждан созывается главой соответствующего муниципального образования или органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости. Он проводится в обстановке открытости и гласности. Кроме жителей города, на собрание (сход) приглашаются руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители печати и других средств массовой информации.

Обращения собрания (схода) граждан подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти и местного самоуправления должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности.

Собранию (сходу) граждан может быть предоставлено право применять меры общественного воздействия к лицам, допускающим нарушения общественного порядка, правил общежития, не выполняющим обязанности по воспитанию детей, либо не выполняющим решения собраний, сходов.

В законодательстве закреплена новая форма участия граждан в городском самоуправлении — прямое волеизъявление посредством правотворческой инициативы. Раньше в отечественной практике не существовало такого понятия. Правотворческая инициатива осуществляется путем внесения проекта правового акта в органы городского самоуправления или петиций с предложениями о принятии правовых актов города, отмены или изменения ранее принятых актов, Таким образом, предусматривается два способа осуществления правотворческой инициативы.

В некоторых городских уставах вместо понятия "народная правотворческая инициатива" используется иное — "гражданская инициатива".

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не устанавливает, количество граждан имеет право на правотворческую инициативу и порядок ее внесения. Значит число подписей, необходимых для внесения правотворческой инициативы, должно определяться уставом города. Так, в г. Кемерово число подписей, необходимых для внесения проекта правового акта, должно составлять не менее 1% от числа членов городского сообщества, в Челябинске и Липецке требуется не менее одной тысячи подписей граждан.

Право на правотворческую (гражданскую) инициативу имеют гражданин или группа граждан, обладающих активным избирательным правом, а равно местное отделение общероссийского или областного общественного объединения, городское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в городских (муниципальных) выборах и зарегистрирован в органах юстиции в установленном порядке не позднее тем за шесть месяцев до обращения с гражданской инициативой, могут образовать инициативную группу граждан в количестве, предусмотренном уставом, для организации сбора подписей в поддержку целей гражданской инициативы.

Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане

непосредственно осуществляют городское самоуправление, являются референдум, выборы, собрания, сходы, обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов городского самоуправления, выявление путем опросов общественного мнения, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы городского самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Алиментные обязательства родителей и детей по законодательству Российской Федерации
    Тема работы: «Алиментные обязательства родителей и детей по законодательству Российской Федерации». О большом влиянии семьи на подростка говорит тот факт, что среди факторов, определяющих ...

    Теоретические положения действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
    Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, ...

    Правоотношения между супругами. Расторжение брака
    Семейные отношения в международном частном праве составляют очень сложный аспект общественных правоотношений. Такая сложность объясняется, как правило, взаимоисключающими различиями правовых ...