Договор морского круиза, проформы чартеров
Материалы / Границы морского пространства. Договор морского круиза / Договор морского круиза, проформы чартеров
Страница 1

Украина занимает выгодное географическое положение, она находится на стыке Европы и Азии, а также имеет выход в Черное и Азовское моря. Морское право Украины нуждается в фундаментальных научных разработках договора морского круиза.

Цель данной работы – более детально разобраться в проблемах договора морского круиза, а также изучить его правовую природу.

Договор морского круиза регламентируется ст.ст. 195-202 Кодекса торгового мореплавания Украины. Следует отметить, что данный договор используется не во всех национальных правовых системах. Так, например, он отсутствует в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, а в национальном морском праве Украины получил своё отражение лишь в 1995 г. с принятием КТМ Украины. Отсутствуют и международные нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие в процессе морского круиза. По договору морского круиза одна сторона – организатор круиза обязуется осуществить коллективное морское путешествие (круиз) по определённой программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и тому подобное), а другая сторона — участник круиза физическое лицо обязуется уплатить за это установленную плату.

Под организатором круиза следует понимать юридическое или физическое лицо, которым или от имени которого, заключён договор морского круиза. Доказательством наличия договора морского круиза является именная путёвка или другой приравненный к ней документ, выданный организатором круиза.

Участником круиза признаётся любое физическое лицо, заключившее договор морского круиза. Участник имеет право в любое время до начала морского круиза отказаться от договора. В случае увеличения срока круиза в силу непредвиденных обстоятельств организатор круиза должен нести все дополнительные расходы, связанные с предоставлением услуг участнику круиза.

В процессе круизного рейса пассажирское судно совершает рейс по особому расписанию, рассчитанному на чередование морских переходов с длительными стоянками в портовых городах для ознакомления с ними. Таким образом, круизные рейсы как бы превращают судно в плавучий отель с соответствующим обслуживанием, включающим, помимо захода в порты по туристическому маршруту, организацию береговых экскурсий, а также питание и отдых пассажиров на судне. Поэтому кроме основного условия, предусматривающего перемещение пассажира, договор перевозки пассажира может содержать дополнительные, но играющие решающую роль в его заключении условия, предоставление во время рейса организованного питания, включение в маршрут заходов в определённые порты в удобное для пассажиров время и т.д.

Для использования пассажирского судна под круиз между организатором круиза и судовладельцем может заключаться договор фрахтования судна на рейс или на определённое время. Однако этот договор следует отличать от договора перевозки пассажира, заключаемого с каждым из пассажиров.

По своей юридической природе договор морского круиза является комплексным договором, включающим в себя элементы договоров морской перевозки пассажиров, бытового и экскурсионного обслуживания, найма и т.п. Поэтому основные права и обязанности сторон по данному договору, а также ответственность сторон аналогичны тем, которые предусмотрены этими договорами.

Нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора морского круиза, носят диспозитивный характер, что следует из ст. 197 КТМ Украины. Однако любое соглашение сторон, ограничивающее права участника круиза, предусмотренные главой 4 раздела V КТМ Украины, недействительно.

По нашему мнению, договор морского круиза вполне основательно отнесён к институту морской перевозки, поскольку именно морская перевозка участника круиза организатором круиза является объектом этого договора. Комплексный характер договора морского круиза также бесспорен. Разумеется, из этого договора могут возникать гражданские правоотношения, которые возникают из сделок, опосредствующих отношения по поводу не только морской перевозки, но также и иных услуг, предусмотренных программой круиза. Ответственность за вред, причтенный смертью или повреждением здоровья участника круиза, возлагается на организатора круиза по тем же правилам, которые регулируют ответственность перевозчика в договоре морской перевозки пассажира.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Компенсация морального вреда
    Жизнь современного человека устроена таким образом, что очень часто ему приходится претерпевать обиды и лишения как по своей вине, так и по вине окружающих его людей. Врачебная ошибка, влеку ...

    Адвокатура Российской Федерации
    Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. ...

    Принцип разделения властей
    Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регл ...