Псковская судная грамота - памятник княжеско-вечевого законодательства
Материалы / Право Новгорода и Пскова / Псковская судная грамота - памятник княжеско-вечевого законодательства
Страница 2

Новейшая концепция истории русской государственности, развиваемая И.Я.Фрояновым и его школой, достаточно убедительно ставит вопрос об общинном государстве в Средневековой Руси, основанном не на антагонизме, а на определенном единстве княжеских и общинных институтов в форме княжеско-вечевой власти в городских волостях или городах-государствах.

Дальнейшее развитие этой концепции поможет придти к новым интересным результатам и уточнить общую картину социально-политического развития Древней и Средневековой Руси. К числу наиболее важных результатов, достигнутых при изучении Псковской Судной грамоты в настоящее время относится, на мой взгляд, определение места ее социально-экономических и правовых реалий в общем контексте истории средневековой России. Как и в других странах Европы, генеральной линией социально-политического развития России в Средние века был переход от свободной общины к феодальной вотчине. Этот переход, растянувшийся на несколько столетий и далеко не однозначный по своему содержанию, характеру и формам, проявился и в категориях Псковской Судной грамоты.

Общество, рисуемое Грамотой - это общество по преимуществу свободных людей, членов городской вечевой общины. Как и во времена Русской Правды, отношения свободы преобладают над отношениями зависимости, однако в отличие от Правды социальная дифференциация выражена заметно сильнее. Хотя признаки разложения городской общины отразились в Грамоте гораздо слабее, чем в памятниках Великого Новгорода, Господин Псков идет в принципе по тому же пути, что и его „брат старейший". Другого пути не существует. При всех своих индивидуальных особенностях, псковская городская община с необходимостью расслаивается, и вечевой город (как на Руси, так и в Европе) оказывается, подобно сказочному витязю, на распутье трех дорог — к боярской олигархии, к захвату чужеземцами, или к включению в единое государство своего народа. Судьба была милостива к древним русским городам. Они не попали ни в руки мелких местных князьков как города Италии, ни под власть чужеземного короля, как города Фландрии. Влившись в возрожденное Российское государство, они сохранили свою веру, свой язык, свою культуру. Эта культура, одним из ярких памятников которой является Псковская Судная грамота — органическая часть наследия, доставшегося нам сегодняшним гражданам России, от наших предков и составляющего основу нашего национального и государственного самосознания.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Защита права собственности
    Актуальность темы настоящего исследования обусловлена прежде всего значением права собственности и владения как важнейших объектов изучения цивилистической науки. За последнее время в России ...

    Нейтралитет во время войны
    До Великой Октябрьской социалистической революции развитие нейтралитета было тесно связано с существованием «права» государств на войну. Нейтралитет во время войны – международно-правовое п ...

    Образование следов выстрела
    Судебная баллистика – раздел (подотрасль) криминалистического оружиеведения, который изучает огнестрельное оружие, боеприпасы и закономерности выстрела, разрабатывает средства и приемы собир ...