Опека и попечительство над детьмиМатериалы / Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству / Опека и попечительство над детьмиСтраница 4
В региональном банке данных за 2009 год поставлено на учет 27 граждан, желающих стать опекунами (попечителями), 63 гражданина, желающих стать приемными родителями, 1096 граждан, желающих усыновить ребенка, в том числе 66 иностранных граждан.
Снято с учета в течение 2009 года в связи с принятием в семью детей 15 / 37 / 849 граждан соответственно. Отказано ООиП в постановке на учет в качестве претендентов в опекуны пяти гражданам.Вызывает тревогу статистика по отмене усыновления, опеки и попечительства. Так, по данным формы 103-рик, за 2009 год отменено 56 решений о передаче ребенка под опеку (попечительство), в том числе 21 - в связи с ненадлежащим выполнением опекунами и попечителями обязанностей по воспитанию детей и 35 - по инициативе опекунов и попечителей, а также отменено 6 решений о передаче ребенка на воспитание в приемную семью по инициативе приемных родителей. За 2009 год отсутствует отмена решений об усыновлении ребенка и отмена передачи ребенка на воспитание в семью в связи с жестоким обращением с ним. По информации Министерства образования, 18 детей направлены в образовательные учреждения для детей-сирот повторно, на основании снятия опеки и попечительства или расторжения договора о приемной семье.
В заключение можно отметить, что развитие форм семейного устройства является залогом успешного реформирования системы социальной защиты детей в России. Поддерживая различные формы семейного устройства, в то же время необходимо соблюдать определенный баланс между ними. Увеличение материальной поддержки замещающих (прежде всего приемных) семей привело к сокращению численности детей, устраиваемых на наиболее приоритетные с точки зрения интересов ребенка формы, такие как усыновление и родственная опека. В условиях роста материальной заинтересованности замещающих родителей увеличивается потребность в их более строгом отборе, в том числе за счет введения в федеральном законодательстве нормы об обязательности обучения приемных родителей. Другим обязательным условием четкого функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.
При организации такого сопровождения может быть использован опыт программ патронатного воспитания по созданию и развитию уполномоченных служб, оказывающих медико-педагогические, психологические и другие услуги и помогающих семьям преодолевать сложности на различных этапах жизни ребенка.
Сложившаяся практика работы органов опеки и попечительства, социальных служб не ориентирована на профилактику социального сиротства и оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении. Основным инструментом работы с такой семьей обычно является применение органами опеки и попечительства гражданско-правовых и (или) административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по надлежащему воспитанию детей. В большинстве случаев результатом подобных действий становится изъятие ребенка из семьи, ограничение или лишение родительских прав.
В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейный кодекс РФ содержит общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, так же кодексом определено, что защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно Семейного и Гражданского кодексов органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения, органы местного самоуправления обязаны
Смотрите также
Адвокатура Российской Федерации
Современное Российское
государство находится на этапе формирования нового правового обоснования
деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную
значимость. ...
Государственная власть
Словарь Ожегова:
Власть — это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а
также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность
воздействия на жизнедеятел ...
Экологическая экспертиза
О состоянии окружающей природной
среды сегодня говорится и пишется достаточно. В наиболее развитых в
промышленном отношении странах давно бьют тревогу по поводу наступающего
экологического ...