Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Страница 6

Министерство экономического развития Российской Федерации на своем интернет портале в разделе, посвященном вопросам ГЧП, отдельно выделяет в форму ГЧП создание кластеров и технопарков. Несмотря на то, что авторы не так часто упоминают данную форму взаимодействия в научных работах, государство связывает большие перспективы социально-экономического развития регионов с созданием территориальных объединений.

Существуют и другие формы ГЧП, к которым можно отнести территориальные кластеры - представляют собой объединение нескольких предприятий (поставщиков оборудования, научно-исследовательских и образовательных организаций), которые находятся в непосредственной близости друг от друга и зависят от сферы производства и реализации услуг на данной территории (причем, такая территория может представлять собой несколько субъектов). Т.е. кластер – это объединение предприятий из различных отраслей экономики в рамках единого производственного процесса создания и продвижения продукта; технопарки — представляет собой комплекс, в котором объединены НИИ, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, дороги, поселки. Смысл создания такого технопарка в том, чтобы сосредоточить на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь. Создание кластеров и технопарков в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и развитию механизмов ГЧП.

На сегодняшний день отсутствует федеральный закон, регулирующий процесс создания и развития, как кластеров, так и технопарков в России. Сами термины употребляется в ряде подзаконных актов, таких как Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации и др. При этом последние определяют основные признаки и типы кластеров, обозначают механизмы финансовой, методической и информационно-консультационной поддержки реализации кластерной политики.

Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон, создаваемых в соответствии с Законом об ОЭЗ а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р.

Считаем, что для признания создания кластеров и технопарков в качестве одной из форм ГЧП необходимо разработать механизмы взаимодействия субъектов в рамках этих отношений и закрепить их на федеральном уровне. С юридической точки зрения важно, чтобы такой нормативно-правовой акт в отношении каждого из объектов определял его понятие, раскрывал структуру, приводил перечень отраслей и организаций, которые могут быть элементами системы кластера (технопарка), порядок и условия участия субъектов отношений в деятельности структуры, а именно, порядок вступления в систему, взаимодействие элементов структуры (их права и обязанности), порядок исключения организаций из структуры, порядок изменения структуры кластера (технопарка) и прекращения его деятельности и пр. Таким образом, официальное закрепление создания кластеров (технопарков) в качестве формы ГЧП будет эффективным только при наличии нормативной базы, регулирующей отношения субъектов, создающих кластер и утвержденного порядка отбора и взаимодействия организаций в кластерной структуре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Теоретические положения действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
    Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, ...

    Компенсация морального вреда
    Жизнь современного человека устроена таким образом, что очень часто ему приходится претерпевать обиды и лишения как по своей вине, так и по вине окружающих его людей. Врачебная ошибка, влеку ...

    Особенности правового регулирования органов опеки и попечительства в городе Курске
    Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в ...