Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Страница 2

Изменения, вносимые в Закон о концессиях, позволяют сделать его более гибким и стабильным, создают для инвесторов более привлекательное поле деятельности. Так, например, в 2010 году Федеральный закон № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) дополняет п.

5 ст.15 закона и говорит о том, что в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В п.4 ст.14 закон закрепляет гарантию концессионера на соблюдение его прав в случае смены собственника объекта концессионного соглашения и говорит о том, что это обстоятельство не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения. Тем самым, частично застраховывает частного партнера от неблагоприятных последствий в случае расторжения договора по вине концедента, либо его смене. В законе также определяются существенные нарушения условий соглашения.

Негативно воспринимался инвесторами тот факт, что процедура проведения конкурсов предусматривает только два вида конкурсов – открытый и закрытый, но при этом отсутствует возможность конкурентного диалога, организация которого предусмотрена европейским правом. На сегодняшний день закон предусматривает заключение соглашения без проведения конкурса лишь в тех случаях, когда конкурс объявлен не состоявшимся (ч.6 ст. 27, ч.7 ст.32 Закона о концессиях), а также в случае, если право владения и пользования имуществом у концессионера возникли на основании договора аренды, при соблюдении ряда условий предусмотренных законом (если объектом соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, а, также, если данный договор заключен до 1 июля 2010 года). К тому же на практике проведение конкурса и заключения соглашения занимают длительный период, что тоже воспринимается потенциальными инвесторами крайне негативно.

Между тем, закон имеет еще ряд существенных недостатков. Несмотря на то, что закон о концессиях содержит общие положения регулирования ГЧП в различных сферах экономической деятельности, он не адаптирован к современным темпам развития экономики и не учитывает особенности конкретных отраслей, что может существенно повлиять на рентабельность реализуемого проекта.

Недостатком является и то, что закон также регулирует только одну модель взаимодействия власти и бизнеса, модель ВОТ. ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство – передача - эксплуатация). Поскольку авторы публикаций и научных статей одинаково описывают механизм данной модели, примем положение Айрапетяна М.С., согласно которому механизм модели ВТО предполагает передачу объекта государству сразу по завершению строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения. При этом мировой практике известно большое количество моделей ГЧП.

Сотрудники известной международной юридической фирмы ≪Гид Луарэт Нуэль≫ Ревзина О.В. и Минскова М.Г. объясняют такое многообразие моделей желанием участников ГЧП проектов – как частных инвесторов, так и представителей публичной власти удовлетворить свои потребности в полном объеме.

Исследуя вопрос многообразия моделей реализации ГЧП, автор дипломной работы пришел к выводу: в различных правовых системах модели взаимодействия субъектов ГЧП могут называться по-разному и регулироваться различными способами. На наш взгляд, модель представляет собой один из типов той или иной формы партнерства. При этом вариация модели зависит и от того, какое направление деятельности выбрали стороны. Можно выделить такие направления как строительство (Build); владение (Own); эксплуатация (Operate); передача (Transfer); обслуживание (Maintain); управление (Manage); проектирование (Design); финансирование (Finance); аренда (Lease).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Государственная власть: понятие, признаки, структура
    Словосочетание « государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий ...

    Форма сделок
    Гражданско-правовые сделки как важнейший инструмент индивидуального регулирования (саморегулирования) общественных отношений пронизывают весь гражданский оборот. Эффективная правовая рег ...

    Система здравоохранения в Российской Федерации
    Система здравоохранения- это совокупность взаимосвязанных мероприятий, который содействуют укреплению здоровья и проводится на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физ ...