Развитие идей прав человека
Страница 3

Естественное право, согласно пониманию римских юристов, воплощало требования справедливости и в целом выражало ту основополагающую идею, что право вообще справедливо. "Слово "право", - писал юрист Павел, - употребляется в нескольких смыслах: во-первых,'"право" означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право" (Д.

1.1.11). Показательно, что именно (и только!)”но естественному праву все рождаются свободными" (Ульпиан Д.1.1.4).

С точки зрения античного (афинского, римского) позитивного права не все люди - человеки, не все они признаны в качестве правомочного человека. "И хотя все мы, - писал Ульпиан, - носим единое наименование "люди", но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им рабы, и третья категория - отпущенные на волю, т.е. те, кто перестали быть рабами" (Д.1.1.4). Здесь только по естественному праву раб признается свободным, т.е. человеком. Отсюда и великая идея естественного равенства как основа прошлых и современных представлений о естественных правах и свободах любого из людей.

Но раб юридически не признавался человеком по действовавшему афинскому или римскому нраву; в этом позитивно-правовом измерении раб (все люди, находившиеся в состоянии рабства) был объектом, а не субъектом права. Он был по своему правовому положению "вещью", "говорящим орудием", объектом собственности наряду с прочим хозяйственным инвентарем и средствами производства.

Характеристика права как справедливости и добра восходит к знаменитому юристу I в н.э. Цельсу. В этой связи Ульпиан писал: "Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло наименование права (ius). Оно восходит к справедливости (iustitia): ведь, как элегантно определяет Цельс, ius est ars boni et aequi" ("право есть искусство добра и эквивалента") (Д.1.1.1).

Противоположность между справедливым и несправедливым правом в римской юриспруденции выражалась путем противопоставления aequum ius (эквивалентного, равного права) ius iniquum (праву неэквивалентному, неравному). Здесь, да и вообще в любом праве правовой эквивалент означает равную справедливость, или, что то же самое, справедливое равенство. Идея такого правопонимания присутствует и в известном определении Ульпианом понятия справедливости. "Справедливость, - подчеркивал Ульпиан, - есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. Справедливость есть познание божественных и человеческих дел, паука о справедливом и несправедливом" (Д.1.1.10).

В этом определении, опирающемся на сходные предшествующие (древнегреческие и римские) философско-правовые идеи и положения, по существу речь идет об основном принципе права (не только естественного права, но и права вообще) - о равенстве, которое предполагает и выражает равную справедливость и справедливое равенство для всех людей - субъектов права. Идея такого правопонимания лежала в основе римской юриспруденции.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Счетная палата РФ как высший специальный орган государственного финансового контроля и ее функции
    Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитны ...

    Производство по делам об административных правонарушениях
    Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ является то, чт ...

    Таможенное оформление
    Таможенное право России как часть современной российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенного дела. Там ...