Развитие идей прав человекаМатериалы / Развитие идей прав человека римскими юристами / Развитие идей прав человекаСтраница 3
Естественное право, согласно пониманию римских юристов, воплощало требования справедливости и в целом выражало ту основополагающую идею, что право вообще справедливо. "Слово "право", - писал юрист Павел, - употребляется в нескольких смыслах: во-первых,'"право" означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право" (Д.
1.1.11). Показательно, что именно (и только!)”но естественному праву все рождаются свободными" (Ульпиан Д.1.1.4).С точки зрения античного (афинского, римского) позитивного права не все люди - человеки, не все они признаны в качестве правомочного человека. "И хотя все мы, - писал Ульпиан, - носим единое наименование "люди", но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им рабы, и третья категория - отпущенные на волю, т.е. те, кто перестали быть рабами" (Д.1.1.4). Здесь только по естественному праву раб признается свободным, т.е. человеком. Отсюда и великая идея естественного равенства как основа прошлых и современных представлений о естественных правах и свободах любого из людей.
Но раб юридически не признавался человеком по действовавшему афинскому или римскому нраву; в этом позитивно-правовом измерении раб (все люди, находившиеся в состоянии рабства) был объектом, а не субъектом права. Он был по своему правовому положению "вещью", "говорящим орудием", объектом собственности наряду с прочим хозяйственным инвентарем и средствами производства.
Характеристика права как справедливости и добра восходит к знаменитому юристу I в н.э. Цельсу. В этой связи Ульпиан писал: "Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло наименование права (ius). Оно восходит к справедливости (iustitia): ведь, как элегантно определяет Цельс, ius est ars boni et aequi" ("право есть искусство добра и эквивалента") (Д.1.1.1).
Противоположность между справедливым и несправедливым правом в римской юриспруденции выражалась путем противопоставления aequum ius (эквивалентного, равного права) ius iniquum (праву неэквивалентному, неравному). Здесь, да и вообще в любом праве правовой эквивалент означает равную справедливость, или, что то же самое, справедливое равенство. Идея такого правопонимания присутствует и в известном определении Ульпианом понятия справедливости. "Справедливость, - подчеркивал Ульпиан, - есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. Справедливость есть познание божественных и человеческих дел, паука о справедливом и несправедливом" (Д.1.1.10).
В этом определении, опирающемся на сходные предшествующие (древнегреческие и римские) философско-правовые идеи и положения, по существу речь идет об основном принципе права (не только естественного права, но и права вообще) - о равенстве, которое предполагает и выражает равную справедливость и справедливое равенство для всех людей - субъектов права. Идея такого правопонимания лежала в основе римской юриспруденции.
Смотрите также
Основы экологического права
Термин «экология» (от двух
греческих слов:oikos - дом, жилище и logos - наука, знание) был предложен в
1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем для обозначения науки,
изу-чающей вза ...
Исполнительная власть и административные правонарушения
Конституция РФ, закрепляя единую систему
органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного
перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных
...
Форма сделок
Гражданско-правовые сделки
как важнейший инструмент индивидуального регулирования (саморегулирования)
общественных отношений пронизывают весь гражданский оборот.
Эффективная правовая
рег ...