Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений
Материалы / Субъекты налоговых правоотношений / Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений
Страница 2

На практике налоги, которые обязаны уплачивать несовершеннолетние (как правило, в связи с владением облагаемым имуществом), обычно уплачиваются их родителями, хотя это и не в полной мере соответствует требованиям Налогового кодекса РФ.

Однако налоговые органы обычно не возражают против этого, поскольку для них уплата суммы в бюджет предпочтительнее. Если же родитель, уплативший налог, впоследствии истребует его в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ, оснований для отказа у налогового органа не будет, как может и не быть оснований для взыскания налога с несовершеннолетнего в силу пропуска сроков на обращение в суд согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. В данном примере четко прослеживается необходимость введения в Налоговый кодекс РФ возможности уплаты налога одним лицом за другое лицо.

Согласно п. 2 ст. 107 Налогового кодекса РФ физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцати летнего возраста. Таким способом законодатель косвенно установил возраст налоговой дееспособности для физических лиц – 16 лет, поскольку по общему правилу дееспособность неотделима от деликтоспособности. До указанного возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через представителей.

Несколько иной подход к проблеме налоговой дееспособности изложен в постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. №5-П. Суд отметил, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ, а п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Соответственно, исходя из данного подхода КС РФ, вопрос о возникновении налоговой дееспособности у физических лиц с 16-летнего возраста продолжает оставаться дискуссионным.

В законодательстве о налогах необходимо урегулировать несколько градаций дееспособности физических лиц, соответствующих достижению определенного возраста как это предусмотрено, например, в ст. 21, 26, 27 Гражданского кодекса РФ. Каждой категории физических лиц будет соответствовать свой объем прав и обязанностей (ответственности). Следует отметить, что еще в 1995 году высказывалось мнение, что налоговому законодательству никак не обойтись без детальной проработки вопросов о налоговой дееспособности физических лиц. При этом не исключено использование различных норм гражданского и трудового права (в том числе путем соответствующих отсылок).

Всех субъектов налогового права условно можно подразделить на две группы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Субъекты налоговых правоотношений

Публичные субъекты и частные субъекты (организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчиненной стороны).

К группе публичных субъектов относятся государственные и муниципальные органы и общественно-территориальные образования, способные выступать в качестве властной управомоченной стороны.

Право Российской Федерации на установление (введение) федеральных налогов производно от Конституции РФ (и от выраженного в ней согласия народа России на установление (введение) налогов). Право субъектов РФ и муниципальных образований на установление (введение) региональных и местных налогов производно от Конституции РФ и федеральных законов. В то же время публично-правовые образования всегда действуют посредством органов власти и сами никогда не могут являться налогоплательщиками.

Применительно к уплате налога является актуальным мнение, что бенефициарами (получателями) налоговых платежей является государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц необходимо рассматривать как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих юридических норм, ре ...

    Частнопрактикующие и государственные нотариусы: сравнительная характеристика правового положения
    Нотариат в России представляет собой систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право ...

    Алиментные обязательства родителей и детей по законодательству Российской Федерации
    Тема работы: «Алиментные обязательства родителей и детей по законодательству Российской Федерации». О большом влиянии семьи на подростка говорит тот факт, что среди факторов, определяющих ...