Общая характеристика права хозяйственного веденияМатериалы / Понятие и виды ограниченных вещных прав / Общая характеристика права хозяйственного веденияСтраница 11
- зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин;
- машин, оборудования, транспортных средств - в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам;
- аренда предприятий.
По решению республиканских юридических лиц, в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, осуществлять аренду зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, устройств, машин, оборудования, транспортных средств по согласованию с соответствующими вышестоящими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси.
Положения Указа не распространяются на отчуждение имущества, изъятого, арестованного, конфискованного, обращенного в доход государства иным способом, и имущества, на которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, на отчуждение имущества ликвидируемого республиканского юридического лица в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), на отчуждение государственного имущества в процессе приватизации, по договору предоставления безвозмездной спонсорской помощи, на отчуждение объектов экспортного контроля (специфических товаров), в том числе имущества военного назначения, а также высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь, имущества, являющегося носителем государственных секретов. Порядок распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, устанавливается местными Советами депутатов. Однако Указ N 575 предписывает облисполкомам, Минскому горисполкому в порядке, ими установленном, по согласованию с Президентом Республики Беларусь осуществлять отчуждение (за исключением отчуждения из коммунальной собственности в республиканскую) находящихся в собственности административно-территориальных единиц предприятий коммунальных юридических лиц, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин.
Таким образом, субъектами права хозяйственного ведения являются УП и государственные объединения. УП – коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником, что вытекает из юридической природы права хозяйственного ведения. Имущество УП неделимо и не может быть распределено по вкладам. Различают государственные (республиканские или коммунальные) УП и частные УП.
Что качается правомочий УП, как субъекта права хозяйственного ведения, то в отношении имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, то они определены в ГК. К ним относятся: владение, пользование и распоряжение. Однако собственник имущества осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества, переданного УП, а также имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества.
Также по решению собственника имущество, находящегося у УП, может быть правомерно изъято.
Как субъект права хозяйственного ведения, УП не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Данное правило вытекает из п.3 ст.52 ГК. Но из этого правила есть исключения, которые касаются случаев экономической несостоятельности юридического лица, которая вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Смотрите также
Прекращение договора социального найма жилого помещения
Конституция
Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод
человека и гражданина право на жилище.
Право на
жилище - одно из важных социально-экономически ...
Принцип разделения властей
Принцип разделения властей
представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти
Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм,
регл ...
Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
Актуальность исследования определяется рядом причин политического,
социального, экономического и правового характера. Одним из приоритетных
направлений политики государства, осуществляемой в ...