Разделение властейМатериалы / Государственная власть / Разделение властейСтраница 2
Институциональное разделение властей. Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной власти не должно быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает отделение инстанций, обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы.
Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применении силы. В этом контексте разделение законодательной и исполнительной власти означает, во-первых, что органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов, не вправе принимать решения индивидуального характера, входящие в компетенцию исполнительной власти. В противном случае законодатель превратится в институциональную силу, одновременно устанавливающую правила применения силы. Недопустимость соединения судебной власти с законодательной достаточно очевидна. Если судья будет сам устанавливать и менять правила, по которым он судит, то получится «шемякин суд», в котором дело будет выигрывать та сторона, которая больше заплатит. Но требовании не отрицает возможность прецедентного права. При установлении прецедента суд создаёт норму, но в дальнейшем судьи связаны этой нормой.Персональное разделение властей. В состав законодательных органов не входят функционеры исполнительной власти и судьи, т.е. депутатами легислатуры не могут избираться будущие исполнители законодательных решений. Однако этот, казалось бы, очевидный принцип несовместимости депутатского мандата с занятием других государственных должностей не соблюдается в парламентарных странах (Великобритания, ФРГ и др.), где члены правительства одновременно являются депутатами парламента. Причём такое нарушение персонального разделения властей – это не упущение в процессе формирования системы разделения властей в отдельных странах, а принципиальная черта парламентарных стран.
Смотрите также
Освобождение от уголовной ответственности
Главными приоритетами в соответствии с Конституцией
Российской Федерации выступают права и свободы человека и гражданина. В их
реализации важнейшую роль играет поведение человека. Современна ...
Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
Важнейшая роль местного
самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации
определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан,
проживающих ...
Наставничество в Красносельской управе
Актуальность выбранной для
исследования проблемы обуславливается несколькими обстоятельствами.
Во-первых, во всех сферах
деятельности на современном этапе в условиях становления постиндус ...