Инструменты управления банковской системой
Правовая основа деятельности ЦБ РФ / Инструменты управления банковской системой

Ни в специальном банковском законодательстве, ни в практике работы Банка России нет каких-либо инструментов управления, которые он мог бы использовать в процессе дальнейшего формирования российской банковской системы.

Во всяком случае, их нет как формы реакции на вполне понятную задачу, как осознанно выбранных способов практических действий и рассматриваемых именно в таком техническом качестве. Управляющие воздействия на банковскую систему в целом пока показываются побочным результатом решений, преследующих, как правило, другие цели.

Как инструменты управления банковской системой могли бы использоваться в наших условиях?

Это, во-первых, концепция развития банковской системы, подкрепляемая конкретными планами и программами. Такие планы могли бы иметь, условно говоря, два статуса: имеющие значение для всех, кто получает услуги банков, ориентированные на решение относительно локальных проблем развития банковской системы.

В последние время руководство ЦБ высказывалось в том смысле, что стратегии развития банковской системы как специального документа, содержащего критерии и оценки развития процесса в будущем, не существует практически ни в одной стране мира и что важна разработка документа с таким названием, а правильное определение стратегических направлений развития банковской системы и конечной цели такого развития.

Очевидно, воплощение такого подхода следует считать опубликованный в начале 2001 г. Материал Банка России «Концептуальные вопросы развития банковской системы РФ». Появление данного материала – это уже шаг вперёд. Но при этом нет ответа на один вопрос: если направления, цель развития и хотя бы основные способы их достижения определяются, то почему все это не может получить форму отдельного планового документа? Никаких объективных препятствий тому не существует даже в условиях рыночной экономики.

Во-вторых, это мог бы быть специальный закон об управлении банковской деятельностью в стране. Одновременно в Закон о ЦБ необходимо внести дополнения, которые бы конкретизировали содержащиеся в нем «управленческие» нормы.

В- третьих, достижение указанной цели предполагает создание и развитие видимого разнообразия банков и иных кредитных организаций. Соответственно необходимо также дифференцировать подходы ЦБ к банкам и иным кредитным организациям разного вида. Это должно быть сделано, прежде всего, в отношении устанавливаемых для них экономических нормативов и их значений. Названные нормативы нужно и можно научиться использовать как инструменты целенаправленного управления, с помощью которых можно стимулировать одни и дестимулировать другие процессы в банковской сфере.

В то же время в числе нормативов должны появиться минимально необходимые с точки зрения Банка России требования и организации управления банковской деятельностью.

Последние должны чётко очертить, в частности, тот коридор возможных управленческих решений, которые банки вправе принимать самостоятельно.

В- четвертых, необходимы и возможны целенаправленные и постоянные усилия, направленные на создание для всех банков равных и справедливых условий деятельности и конкуренции на всем экономическом, правовом и финансовом пространстве страны, а не на своих «делянках» для каждой каким-либо способом обособившейся группы банков. Одновременно банкам необходимы действенные механизмы противостояния попыткам незаконного вмешательства в их деятельность разных органов и организаций, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В-пятых, Центральный банк должен стать открытой для банков и их ассоциаций организаций в соответствии с цитированными статьями 77 и 78 Закона.

Нет сомнения, что практика и специалисты подскажут много других возможных инструментов. Сейчас важно создать саму проблему и приступить к поиску адекватных решений. То, что это не было создано раньше, не прошло безнаказанно.

    Смотрите также

    Общие вопросы превышения пределов необходимой обороны
    Наверное, ни один из институтов уголовного права не вызывает столько обсуждений в научных кругах как институт необходимой обороны. Действительно, взгляды на сущность необходимой оборо ...

    Образование следов выстрела
    Судебная баллистика – раздел (подотрасль) криминалистического оружиеведения, который изучает огнестрельное оружие, боеприпасы и закономерности выстрела, разрабатывает средства и приемы собир ...

    Причины появления и пути преодоления правового нигилизма
    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация – это демократическое правовое государством. Однако, несмотря на эту норму, провозглашенную при принятии Конституции РФ 1993 г., ...