Дифференциация государств в МЭСМатериалы / Государства как субъекты международного экономического права / Дифференциация государств в МЭССтраница 1
В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств — субъектов МЭП. Дифференциация произошла по двум критериям:
1) по уровню экономического развития государств;
2) по «степени рыночности» экономики государств.
Дифференциация государств по уровню экономического развития
является согласованным на многостороннем уровне отступлением от формального равенства государств.
Юридически в международной экономической системе оно закреплено Частью IV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), другими соглашениями «пакета» ВТО, Хартией экономических прав и обязанностей 1974 года, решениями ЮНКТАД, международным обычаем. Целью отступления от формального равенства государств является приближение к равенству фактическому.
Механизмом дифференциации стала международная Общая (Глобальная) система преференций для развивающихся стран. Как известно, использовать институт преференций в качестве средства содействия ускоренному экономическому развитию группы развивающихся стран было рекомендовано в решениях Женевской конференций 1964 года (ЮНКТАД — 1).
На второй сессии ЮНКТАД в 1968 году была конкретизирована идея установления общей системы преференций для развивающихся стран (ОСП). Предусматривалось, в частности, что преференции охватят все развивающиеся государства без их дискриминации.
Имелось в виду, что по мере приближения экономического развития того или иного государства к уровню развитых государств такое государство будет лишаться статуса развивающейся страны и, соответственно, преференций.
С самого начала становления системы преференций для развивающихся государств в борьбе за влияние на них столкнулись государственные стратегические интересы ведущих развитых стран, которые стремились:
а) привязать через преференции — экономически — к своей внутренней экономике максимально возможную часть развивающихся государств, как правило, свои бывшие колонии. В этом смысле общая система преференций стала способом замены политической зависимости в условиях колониального подчинения на экономическую зависимость в условиях юридического суверенитета развивающихся стран;
б) осуществить через систему преференций дифференциацию самих развивающихся стран с тем, чтобы расслоить «центр силы», получивший название «Юг», раздробить сгруппированные интересы развивающихся стран и затем «растащить» блок развивающихся государств в привязке к бывшим метрополиям («Север»).
Вместо единого механизма и стандарта преференций, выработанного на многосторонней основе, развитые страны западного цивилизационного типа превратили этот механизм в систему национальных систем преференций. Каждая страна Запада вводила свою систему преференций по отношению к каждой развивающей стране или группе развивающихся стран.
В 1971—1978 годах были объявлены и введены национальные системы преференций практически всех развитых стран. В них был заложен дифференцированный подход к развивающимся странам. Национальные системы преференций развитых стран стали инструментом нажима на развивающиеся государства, своего рода <торга>, в котором преференции предлагались в обмен на политическую и экономическую лояльность.
Так, например, в соответствии с системой преференций США, основные положения которой отражены в Законе о торговле 1974 года, страна не может пользоваться преференциальным режимом в США, если она:
1. является коммунистической страной (кроме тех случаев, когда ей предоставлен режим наибольшего благоприятствования либо она является членом ГАТТ и др.);
2. предоставляет преференциальный режим развитым странам кроме США;
3. национализировала, конфисковала или каким-либо иным способом установила контроль над собственностью граждан, корпораций, компаний или ассоциаций США без соответствующей компенсации.
Смотрите также
Множественность преступлений
Множественность преступлений — это случаи, когда виновным
последовательно совершаются несколько (не менее двух) деяний, влекущих за собой
уголовную ответственность, а также случаи совершения ...
Правовое регулирование создания юридического лица
Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных
союзов (род, семья, государство и т.д.). Гражданское право знает два вида субъектов
прав: физические и юридич ...
Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях
Антинаркотическая
позиция общества наиболее активно формируется в последние годы: на
международном и национальном уровне она получает правовой формат в виде
антинаркотического законодательс ...