Возбуждение уголовного дела по УПК Азербайджанской РеспубликиМатериалы / Уголовный процесс Азербайджана / Возбуждение уголовного дела по УПК Азербайджанской РеспубликиСтраница 2
11) при наличии массовых беспорядков;
12) при совершении диверсии или террористического акта;
13) при совершении посягательства на жизнь Президента Азербайджанской Республики, депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, члена Кабинета Министров Азербайджанской Республики;
14) при проявлении неуважения к суду;
15) при совершении посягательства на жизнь судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, эксперта, а также потерпевшего или свидетеля по уголовному делу, находящемуся в производстве суда, органа дознания или предварительного следствия;
16) при побеге осужденного или арестованного соответственно из мест лишения свободы, из-под ареста, либо из-под охраны.
При наличии хотя бы одного из указанных случаев, никакой дополнительной проверки не требуется. При получении соответствующего сообщения, прокурор незамедлительно обязан возбудить уголовное дело. Подобное объясняется экстраординарностью ситуации, при которой промедление недопустимо. Если же сообщение не подтверждается, то уголовное дело прекращается.
В этих случаях промедление с возбуждением уголовного дела – большее зло, чем вероятность необоснованного его возбуждения. Часть пятая статьи 45 УПК АР прямо указывает, что в этих случаях (немедленного возбуждения уголовного дела по факту) полное и объективное предварительное расследование проводится до тех пор, пока не будут установлены следующие обстоятельства:
1) не добыты доказательства, подтверждающие наличие события преступления;
2) имеются, предусмотренные в статьях 39.1.4. – 39.1.7 и 39.1.10 УПК АР, обстоятельства, исключающие уголовное преследование в отношении единственного лица, которого можно обвинить в совершении готовящегося, предусмотренного уголовным законом, деяния;
3) имеются, предусмотренные статьями 39.1.3, 39.1.11 и 39.1.12 УПК АР, основания, исключающие уголовное преследование в отношении какого-либо лица за совершение предусмотренного законом деяния.
В указанных случаях возбужденное уголовное дело по факту подлежит прекращению.
В этой связи не случайными являются требования части второй статьи 210 УПК АР о том, что в постановлении о возбуждении уголовного дела указываются повод и основание, или факт к возбуждению уголовного дела.
Изучение практики возбуждения уголовных дел в Республике Азербайджан показало, что уголовные дела по факту возбуждаются достаточно часто.
В 2005 г. в целом в Азербайджанской Республике по факту было возбуждено 5.3 % от числа всех возбужденных уголовных дел. Из них: по факту обнаружения трупа – 4.3 %; по фактам пожаров – 1.3 %; по фактам обнаружения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ – 2.9 %; по подозрению на убийство в случаях пропажи людей без вести – 3.4 %; при побеге осужденного или арестованного из мест лишения свободы, из-под ареста, из-под стражи – 0.4 %; по фактам незаконного лишения свободы человека – 0.2 %.
Изучение практики по изученному выше вопросу позволяет сделать два вывода:
1. В ряде случаев уголовные дела без установления оснований к возбуждению уголовного дела, а лишь по факту, возбуждаются и при отсутствии оснований, прямо указанных в части второй статьи 209 УПК АР, то есть с нарушением действующего в Азербайджанской Республике уголовно-процессуального законодательства;
2. Относительно невысокий процент дел, возбужденных по факту (5.3 % к числу возбужденных уголовных дел) свидетельствует лишь о том, что в Азербайджанской Республике такие преступления как: убийства, умышленные поджоги и другие подобные им тяжкие преступления, при обнаружении которых и возможно возбуждение уголовного дела по факту, совершаются, относительно иных преступлений, достаточно редко.
Смотрите также
Государственное управление и исполнительная власть
Реалии существования нашего общества
в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться,
находятся в прямой зависимости от эффективности государственного ...
Отрасли права - понятие и виды
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и
общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.
Соответственно и право, отражая общественные ...
Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
Нормотворчество в
муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых
потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов
местного самоуправления) ...