Оценка арестованного имущества должника-гражданинаМатериалы / Процессуальные меры обращения взыскания на имущество гражданина / Оценка арестованного имущества должника-гражданинаСтраница 1
Оценку имущества должника можно считать одним из основных элементов в процессе обращения взыскания в исполнительном производстве. Следует учитывать, что перечень объектов оценки - имущества - достаточно широк, и именно вследствие этого оценка имущества является наиболее распространенным видом оценочной деятельности.
Судебный пристав-исполнитель не является специалистом как в области оценки в целом, так и в области оценки сложных объектов; в случаях проведения им оценки стоимость объектов недвижимости все же не соответствует реальной рыночной стоимости, что впоследствии может стать основанием для обращения в суд не согласной с оценкой стороны. Поэтому в случаях, предусмотренных в ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика. Это необходимо не только при обращении взыскания на недвижимое имущество, но и при аресте любой вещи, предварительная оценка которой более 30000 руб.
Вопрос о стоимости имущества возникает на этапе наложения ареста на имущество и не теряет своей актуальности до момента реализации.
От результатов оценки зависит исход исполнительного производства. От соответствия результатов оценки рыночным ценам зависит срок реализации этого имущества, а также возможность продажи имущества.
При завышении цены арестованного имущества вероятность продажи его снижается, одновременно занижение цены повлечет нарушение прав и законных интересов и должника, и взыскателя. Нужно стремиться к справедливой оценке, чтобы свести к минимуму возможность конфликтов интересов сторон.
Вопросам оценки имущества должника, как было отмечено выше, посвящена ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В целом же отношения, связанные с оценкой имущества, урегулированы Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Оценочная деятельность в РФ осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, законодательством об оценке, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Существуют различные точки зрения в отношении соотношения двух названных Законов. Их можно представить тремя позициями:
1) положения ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" могут применяться к рассматриваемым отношениям только в части, не противоречащей нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" об оценке, поскольку последние носят специальный характер;
2) основное место в регулировании отношений в исполнительном производстве занимает Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежит применению лишь в той мере, в какой это не противоречит ему и существу регулируемых им отношений;
3) Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с исполнительным производством
Можно сделать вывод о следующем. Так как предметом данных актов являются различные отношения, то нельзя говорить о какой-либо конкуренции законов.
Общее правило, установленное п. 1 ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве", можно разделить на две части:
1) оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем;
2) оценка производится по рыночным ценам.
Оценка, производимая по рыночным ценам, вызывает некоторые вопросы.
Возникает справедливый вопрос о том, что судебный пристав-исполнитель не принимает во внимание стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности так, как если бы он был профессиональным оценщиком. В силу того, что требования Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" распространяются только на отношения, участниками которых являются профессиональные оценщики, а судебный пристав-исполнитель не признается субъектом оценочной деятельности (т.к. не имеет соответствующего образования в области оценочной деятельности, членства в одной из организаций оценщиков и т.д.). Стандарты же оценки являются обязательными к применению только для субъектов оценочной деятельности. Из изложенного следует вывод, что судебный пристав-исполнитель не обязан руководствоваться правилами указанных нормативных правовых актов, но может их учесть. Судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества ориентируется на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары. Тем не менее оценка имущества происходит дважды: после оценки судебным приставом-исполнителем оценка производится либо независимым оценщиком, либо оценочной группой при службе судебных приставов, которые руководствуются нормами Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Смотрите также
Преступления международного характера
Научно-технический прогресс и развитие межкультурных связей,
международных экономических отношений, транспортной сети и сетей связи - это
высочайшие достижения современной цивилизации. Однак ...
Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
В своей работе я хочу
рассмотреть такую тему как "Основания
возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений".
Сторонами
трудовых отношений являются работник и ра ...
Экологическая экспертиза
О состоянии окружающей природной
среды сегодня говорится и пишется достаточно. В наиболее развитых в
промышленном отношении странах давно бьют тревогу по поводу наступающего
экологического ...