Понятие антинаркотической политики. Формирование
государственно-правововой антинаркотической политики в РоссииМатериалы / Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях / Понятие антинаркотической политики. Формирование
государственно-правововой антинаркотической политики в РоссииСтраница 3
Третий этап – период начала возврата к контролю за незаконным потреблением наркотиков.
Отсутствие последовательности в антинаркотической политике станы настолько осложнило наркоситуацию, что в 1998 году законопроект «О наркотических средствах и психотропных веществах», предложенный в 1996 году, был принят Государственной Думой и подписан Президентом России.
Чтобы преодолеть ведомственную разобщенность и доминирование ведомственного подхода над государственным, в 1998 году российское государство абсолютно правильно провозгласило в этом законе две конкретные цели в области контроля наркотиков:-постепенное сокращение числа больных наркоманией;
-сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Но отсутствие в России в течение длительного времени базового федерального закона в сфере правового регулирования оборота наркотиков уже оказало отрицательное воздействие на формирование эффективной государственно-правовой политики, направленной на противодействие наркотизации общества. Новый Федеральный закон в 1998 году восстановил запрет потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации, с этого изменения законодательства общество стало медленно возвращаться к утраченному пониманию необходимости практического контроля за самой незначительной, с точки зрения борьбы с наркобизнесом, и самой главной, с точки зрения эффективной профилактики наркомании, стадией незаконного оборота наркотиков – их потреблением без назначения врача. Российское общество переживает в своем развитии сложный переходный период на пути становления правового государства и обретения статуса полноценного участника процессов, происходящих в современном цивилизованном мире, целью которого является – развитие демократии, утверждение прав человека и достоинства личности. Любой переходный период связан с дезорганизацией государственных структур, потерей привычных духовных ориентиров, противоборством политических сил, указанные процессы развиваются сегодня и в нашем обществе в крайне сложных и обостренных формах. Нестабильность функционирования формирующейся государственной системы стимулирует рост социальной напряженности и обострение криминогенной ситуации.
Рассмотрим существующие на данный момент антинаркотические законодательства, как документы, в содержании которых сконцентрирована сущность реализуемой государственной антинаркотической политики, а именно:
- Уголовный Кодекс Российской Федерации. Глава 25 посвящена преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 6 – Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
- Федеральный Закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах». Настоящий федеральный закон установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществах и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Одновременно им определены направления государственной политики в рассматриваемой сфере, выполняющие роль приоритетных правовых ограничений:
- государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
- порядок культивирования наркотикосодержащих растений;
- порядок экспорта и импорта наркотических средств и психотропных веществ под контролем государства;
- порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях.
С принятием данного закона впервые в нашей стране был установлен порядок составления списков наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» позиционировал Россию в качестве субъекта, активно формирующего и реализующего государственно-правовую политику противодействия наркотизации страны. Закон разработан в духе рекомендаций Программы ООН по наркотикам и получил ее одобрение. Принятием закона Россия продемонстрировала, что ее официальная политика направлена на жесткое государственное противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Этот закон определил, что «государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту будет направлена на практике на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ».
Смотрите также
Право Новгорода и Пскова
О
праве Новгорода и Пскова можно судить главным образом по Новгородской и
Псковской судным грамотам, международным договорам и некоторым другим дошедшим
до нас документам. От Новгородской с ...
Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации
Государственное
управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть
более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит
определяющая р ...
Система исполнительной власти в России
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой
систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование
гражданского общества на основе права, з ...