Лжепредпринимательство
Страница 3

Такой вывод связан с тем, что хотя формулировка ст. 234 УК Республики Беларусь и требует признания оконченным данного деяния сразу после регистрации юридического лица, тем не менее в этот момент нельзя определенно высказаться относительно целей ее учредителей.

Об их намерениях логично будет судить лишь после начала осуществления ими какой-либо деятельности, хотя сама эта деятельность во многих случаях охватывается иными составами преступлений.

В таком случае ущерб потерпевшим причиняется не при создании коммерческой организации, а в результате совершаемых после создания юридического лица сделок, которые чаще всего и являются фиктивными. Однако необходимо иметь в виду, что заключение фиктивных сделок само по себе еще не является лжепредпринимательством. Если, например, юридическое лицо было создано для осуществления предпринимательской деятельности, но в последующем от его имени осуществлялись фиктивные сделки, такую деятельность нельзя квалифицировать как лжепредпринимательство.

Для того, чтобы в данном случае присутствовало лжепредпринимательство необходимо доказать умышленный характер действий виновных лиц с определенной целью – получение ссуд, кредитов, прикрытие запрещенной деятельности и другое. То есть создавая коммерческую организацию, виновные сознают, что цель ее создания - не осуществление предпринимательской деятельности и получение прибыли, а использование этой организации для прикрытия запрещенной деятельности или получения незаконной имущественной выгоды. Ущерб потерпевшим причиняется не при создании коммерческой организации, а в результате совершаемых после создания предприятия сделок, которые чаще всего фиктивные (мнимые, притворные). Однако необходимо иметь в виду, что заключение фиктивных сделок само по себе не является лжепредпринимательством. Если, например, коммерческая организация была создана для осуществления предпринимательской деятельности, однако в дальнейшем от ее имени совершались фиктивные сделки, такую деятельность нельзя квалифицировать как лжепредпринимательство.

В процессе расследования и судебного разбирательства следует установить, что уже в момент создания предприятия у виновных отсутствовали намерения осуществлять уставную деятельность, а организация создавалась исключительно для достижения противоправных целей. Такие признаки преступления, как цель получения кредитов или освобождения от налогов, сами по себе не могут определенно характеризовать направленность умысла виновных. При этом ключевой признак состава преступления – создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность – является практически недоказуемым.

Не менее важными являются и вопросы квалификации лжепредпринимательства с иными составами преступлений. Например, лжепредпринимательство довольно часто является формой легализации крупных мошеннических операций. Определенную сложность при квалификации подобных преступлений может представлять разграничение лжепредпринимательства и незаконного предпринимательства.

При всей очевидности и распространенности преступных посягательств в сфере экономической деятельности лже предпринимательство является преступлением с достаточно сложным составом. Распространившиеся в последнее время способы решения экономических проблем за счет причинения ущерба третьим лицам, оценить весьма непросто, и уж тем более дать таковым надлежащую правовую оценку.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Теория разделения властей
    Тема настоящей курсовой работы актуальна. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, явля ...

    Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
    Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих ...

    Исследование принципа разделения властей
    Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства Беларуси. Распад единого государства - Советского Союза - определил изменения в ...