Целевые комплексные программыМатериалы / Система управления и механизмы реализации региональной политики / Целевые комплексные программыСтраница 1
Конкретный механизм реализации региональной политики и концептуальных положений территориального развития представлен совокупностью директивных и индикативных документов. Среди них наиболее действенными являются планы, схемы, проекты, программы.
Планы были составной частью управления в СССР – государства с плановой экономикой. Это был достаточно эффективный механизм, регулирующий хозяйственную деятельность в разрезе отраслей и территорий. Распад СССР и переход России на «рельсы» рыночной экономики сопровождались отказом от методов планирования. Игнорирование всех видов планирования и чрезмерная вера в регулирующие возможности рынка оказались не совсем оправданными. Действенная роль планирования в рыночных условиях наглядно видна на примере современных высокоразвитых стран.
В современных условиях не утратили своего значения также и проекты районной планировки.
Целью районной планировки является прогнозирование взаимосвязанного развития и размещения объектов хозяйства, населения, структур природопользования, организации территории для нового строительства. Объектами схем районных планировок являются мезорайоны, а проектов - микро- и топорайоны.
При разработке проектов и схем районных планировок широко используется метод перспективного проектирования территории, который учитывает все факторы развития и размещения хозяйственных объектов; экономические, социальные, экистические, геоэкологические, природно-ресурсные, архитектурно-планировочные, санитарно-гигиенические, ландшафтные и др.
Глубокое изучение и анализ управленческих и инвестиционных процессов развития территорий, а также нацеленность на оперативную и качественную разработку градостроительной документации укрепило мнение о целесообразности разработки комплексных проектов управления градостроительным развитием территориальных образований.
Ведущее место в управленческой деятельности заняли программно-целевые методы регулирования социально-экономического развития регионов всех уровней. Наиболее полное выражение программно-целевые методы находят в целевых программах развития регионов и муниципальных образований.
Под целевой программой понимается адресный документ, направленный на решение региональных проблем, в котором взаимосвязаны все задания и мероприятия по целям, ресурсам, исполнителям и срокам.
Всё многообразие программ можно классифицировать по нескольким признакам:
по государственному статусу они могут быть межгосударственными, федеральными, межрегиональными, региональными, межмуниципальными и муниципальными;
по территориальному охвату программы подразделяются на общероссийские, субрегиональные (в границах федеральных округов), региональные и локальные;
по функциональной ориентации программы подразделяются на комплексные, межфункциональные и функциональные;
по срокам реализации программы подразделяются на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
При разработке комплексной и функциональных программ нужно руководствоваться идеями, общим замыслом концепции регионального развития. В концепции заложены критерии отбора и ранжирования территориальных проблем, поставлены главная цель и цели других порядков. Руководствуясь концептуальными положениями, для каждого региона разрабатываются комплексная и функциональные целевые программы. Комплексная программа направлена на решение узловой социально-экономико-экологической проблемы, функциональные - на решение частных проблем: социальных, экологических, экономических и т.д.
Комплексные целевые программы отличаются долгосрочностью и призваны решить задачи региональной политики. Их выполнение позволит улучшить условия, повысить уровень и качество жизни населения, осуществить кардинальные структурные изменения, увеличить эффективность региональной экономики и социальной сферы, обеспечить социально-экономическую и экологическую безопасность, рациональное природопользование.
Целевые программы разрабатываются в виде единого документа, который обычно включает следующие разделы:
Содержание проблемы и необходимость её решения программно-целевыми методами.
Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.
Смотрите также
Деятельность местных исполкомов
Я, Иванова Ольга Ивановна, студентка 4-го курса Гомельского
государственного университета имени Ф. Скорины в период с 30 июня 2010 г.
по 1 июля 2010 г. проходила практику в администрации Сов ...
Система исполнительной власти в России
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой
систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование
гражданского общества на основе права, з ...
Сущность авторского договора
Актуальность
темы дипломного исследования. В современном
хозяйственном обороте все большее значение приобретают вопросы правового
регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собст ...