Государственное регулирование
Страница 1

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 11) государственную власть в нашей стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации.

Для повышения роли демократических процессов в государственном управлении создана специальная общественная палата. Государственная власть в субъектах Российской Федерации представлена региональным управлением во главе с губернатором (президентом республики) (рис.3) кандидатура на пост губернатора (президента) предлагается Президентом страны и утверждается законодательными (представительными) органами регионов. Депутаты законодательных собраний выбираются населением соответствующего региона.

Наряду с государственным управлением в Российской Федерации активную роль играет местное самоуправление. В статье 12 Конституции РФ отмечается: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Формирование муниципальных образований происходит согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 год). Муниципальными образованиями являются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.

http://www.course-info.narod.ru/e-RegionalPolicy/data/images/books/1784/Pic.23.jpg

Рис. 3. «Структура государственного управления»

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и других местных традиций. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и Федеральным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Структура местного самоуправления включает представительные органы, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган).

Государственные органы управления и местного самоуправления имеют достаточно полномочий и методов регулирования социально-экономического развития страны и её регионов. Регулирование территориального развития представляет совокупность подходов, способов, процедур, средств направленного воздействия на хозяйственные структуры для установления и поддержания гармоничных связей между природой, населением и хозяйством. Для повышения эффективности регулирования необходимо совершенствовать и активизировать региональную политику по обеспечению экономической самостоятельности территорий и укреплению политической и социально-экономической целостности Российской Федерации.

В современных условиях стагнации большинства экономик, наличия депрессивных территорий, ухудшения социальной ситуации должно быть укреплено государственное регулирование. Требуется расширение методов и средств регулирования, повышение действенности регулирующих воздействий. В структуре инструментов государственного регулирования три их группы:

административные;

экономические;

смешанные (рис.4).

Административные инструменты включают в свой состав меры запрета, разрешения и принуждения. Особое внимание уделяется контролю над исполнением требований государства и законов.

Экономические средства регулирования основаны на бюджетной, денежно-кредитной политике и поведении региона как собственника они включают прямые расходы государства, налоги и льготы, а также использование государственной собственности.

Смешанные регуляторы включают административное регулирование – меры демонополизации и экономические средства – социально-экономическое программирование, программирование рыночной инфраструктуры, повышение привлекательности инвестиционного климата и др.

http://www.course-info.narod.ru/e-RegionalPolicy/data/images/books/1784/Pic.24.jpg

Рис. 4. «Инструменты регионального регулирования»

Управленческие воздействия федеральных, региональных и местных органов власти желательно расширить и дифференцировать по отношению к объектам разных форм собственности. Все меры и методы регулирования должны опираться на нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные и региональные законы, Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и др.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Понятие трудового права, его предмет и метод
    Трудовое право существует на протяжении многих лет. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, трудовое право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и ...

    Понятие и виды объектов гражданского права
    Объектами гражданских прав являются материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения. Иными словами объектами граждан ...

    Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
    Чтоб понять актуальность моей работы, а обратилась к цифрам в недавнем выступлении на пресс-конференции заместителя министра юстиции России Юрия Калинина: "В настоящее время в следствен ...