Виды и полномочия органов дознания
Органы дознания / Виды и полномочия органов дознания
Страница 2

Органы дознания, которые наделены полномочиями в сфере оперативно-розыскной деятельности (т.е. оперативные подразделения соответствующих государственных органов), обязаны выполнять поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.

4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Должностные лица, выполняющие функции органов дознания, - капитаны морских судов, находящихся в плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также главы дипломатических представительств и консульских учреждений - наделены процессуальными полномочиями потому, что они могут оказаться единственными представителями государственной власти на определенной территории[21].

Б. Органы дознания, для которых главной процессуальной обязанностью является производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в то же время они, как и органы дознания, включенные в первую группу, полномочны проводить и неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно)[22]. В них состоят специально предназначенные для проведения расследования должностные лица - дознаватели. Часть 3 ст. 151 УПК к их числу относит:

1) органы внутренних дел;

2) пограничные органы федеральной службы безопасности;

3) органы службы судебных приставов Министерства юстиции РФ (т.е. Главного судебного пристава Российской Федерации, главного военного судебного пристава, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, их заместителей, старшего судебного пристава, старшего военного судебного пристава, а также старшего судебного пристава Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ);

4) таможенные органы;

5) органы государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы;

6) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[23].

Часть 3 ст. 151 УПК определяет также компетенцию дознавателей перечисленных органов.

3. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, обычно проводится в условиях, когда известно лицо, совершившее преступление. Как правило, обстоятельства преступления достаточно очевидны. В связи с этим задачи органов дознания по таким делам считаются менее сложными по сравнению с теми, что решает следователь. По существу они сводятся к пресечению преступлений, а также закреплению их следов процессуальными средствами.

4. Все органы дознания должны исполнять поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, постановления о задержании, приводе, аресте, содействовать следователю в производстве им следственных действий (см. ст. ст. 38, 39, 157, 163, 164 УК).

5. От имени органа дознания, если он представляет собой государственный орган, выступает его руководитель (заместитель руководителя). Именно он принимает решения (или утверждает таковые) по принципиальным вопросам: о возбуждении уголовного дела, производстве неотложных следственных действий, задержании, дальнейшем направлении дела - по делам, по которым обязательно предварительное следствие; о продлении срока проверки заявления или сообщения о преступлении, об утверждении обвинительного акта - по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. ст. 91, 144, 145, 157, 225 УПК).

6. Начальник органа дознания вправе давать указания дознавателю по любым вопросам расследования. Такие указания обязательны для исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК)[24].

7. Уголовно-процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, применение мер уголовно-процессуального принуждения, осуществляют:

а) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, - дознаватель (сотрудник органа дознания, занимающий должность дознавателя);

б) по делам, по которым предварительное следствие обязательно, - сотрудник органа дознания, получающий полномочия участвовать в деле от начальника органа дознания (или его заместителя), который должен указать ему на необходимость принятия дела к производству и проведения неотложных следственных действий в постановлении о возбуждении уголовного дела (такой сотрудник при проведении процессуальных действий наделен правами и обязанностями дознавателя)[25].

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Процессуальное положение подозреваемого
    Сразу же я хочу дать определение подозреваемому и рассмотреть ситуации, в которых гражданина можно считать таковым и при каких условиях его можно задержать. Подозреваемый – лицо, задержа ...

    Практика работы с обращениями граждан в администрации Калининского района города Челябинска
    Как отмечено в Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ: «...государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободном ...

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...