Признаки юридического лица
Страница 2

Юридические лица, созданные на основе собственности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, все учреждения и частные унитарные предприятия не являются собственниками имущества, находящегося в их ведении.

Признаком их имущественной самостоятельности является самостоятельный баланс с правом распоряжения имуществом в пределах, установленных законодательством. Не являясь собственником имущества, такое юридическое лицо владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в его ведении на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

То обстоятельство, что в имущественном обороте сохраняется присутствие субъектов, не являющихся собственниками своего имущества, компенсируется тем, что их ограниченный имущественный статус определяется законом, то есть публично. ГК исключает возможность формулировать правомочия подобных субъектов по управлению и распоряжению их имуществом на основе договоров, заключаемых с собственниками имущества, как это имело место ранее в ситуации, когда, например, комитеты по управлению имуществом заключали с государственными предприятиями договоры о передаче им имущества в полное хозяйственное ведение. Это приводило к появлению на рынке субъектов с индивидуальным имущественным статусом, что ставило в крайне затруднительное положение их кредиторов, для которых могло оказаться неприятным сюрпризом изъятие собственником имущества у государственного предприятия как раз в тот момент, когда необходимо обратить взыскание на имущество такого предприятия по его обязательствам.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность. Наличие у юридического лица обособленного имущества представляет собой минимальную гарантию прав его кредиторов по гражданско-правовым обязательствам. Любая организация несет ответственность за результаты своей деятельности и отвечает по своим долгам, принадлежащим ей имуществом (ст.52 ГК РБ).

По долгам юридического лица, по общему правилу, учредители ответственности не несут, а юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей. Исключением являются случаи, когда иное прямо предусмотрено законодательством или учредительными документами. Так ст. 223 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. №423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве) устанавливает, что, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. В частности, участники ОДО солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами (п. 1 ст.94 ГК РБ). Обращение взыскания на долю участника ООО и на долю участника ОДО по его собственным долгам не допускается, но при недостаточности имущества участника для покрытия его долгов кредиторы вправе потребовать выделения доли участника-должника по правилам ст. 104 Закона «О хозяйственных обществах».

Учредив юридическое лицо, государство снимает с себя гражданско-правовую ответственность по его обязательствам, но государство может в порядке исключения принять на себя ответственность по обязательствам государственных организаций или установить, что эти организации несут ответственность по обязательствам государства. Так, Национальный банк Республики Беларусь, являясь юридическим лицом, не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (ст. 36 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Государственные предприятия и учреждения, являющиеся юридическими лицами, находятся в подчинении органов государственного управления или местного управления и самоуправления, которые также являются юридическими лицами. Эти государственные органы и органы местного управления и самоуправления и находящиеся в их подчинении предприятия и учреждения также не отвечают по обязательствам друг друга. Например, Министерство связи Республики Беларусь осуществляет управление деятельностью подчиненных организаций в установленном законодательством порядке, но не отвечает по их обязательствам (п. 5.2 Положения о Министерстве связи Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2001 г. № 1542).

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Адвокатская деятельность в третейских судах
    Адвокатская деятельность – квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их ...

    Анализ существующей законодательной базы, регулирующей арендные отношения
    В настоящее время в условиях развития рыночных отношений в России ощущается значительная потребность общества в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих имущественных интересов, связанн ...

    Особенная часть уголовного кодекса Российской Федерации: современное состояние и проблемы совершенствование
    Понятие и предмет Особенной части уголовного права. Особенная часть уголовного права представляет собой совокупность уголовно-правовых предписаний, очерчивающих круг деяний, признаваемых пр ...