Задержание лица, избрание меры пресечения, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд
Материалы / Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц / Задержание лица, избрание меры пресечения, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд
Страница 1

Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила задержания лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, применения к ним мер пресечения и производства отдельных следственных действий.

Особенностью задержания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является то, что эти лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст.

91 УПК РФ, должны быть освобождены немедленно после установления их личности, за исключением случаев задержания их на месте преступления. Данная статья дополняет основания освобождения из-под стражи лица, подозреваемого в совершении преступления, установленные статьей 94 УПК РФ. Однако, в перечень лиц упомянутых в ст.449 УПК РФ и подлежащих немедленному освобождению по установлении особого основания, законодатель не включил депутата законодательного органа власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления, следователя, адвоката, которые подвергаются задержанию на общих основаниях, установленных в главе 12 УПК РФ.

Особенности применения к лицам, указанным в ст. 447 УПК РФ, мер пресечения и производства отдельных следственных действий заключаются в следующем. Применение в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров производятся в порядке, установленном главами 13 и 25 УПК, но с применением правил, определяемых в ст. 448 УПК РФ для возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц.

Решение о применении мер пресечения и производстве следственных действий на основании положений ч. 2 ст. 29 УПК РФ принимается теми же органами, которые решали вопрос о возбуждении уголовного дела.

Например, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не может быть: а) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; б) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Одной из особенностей следственных действий в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является их право на отказ от дачи свидетельских показаний, закрепленное в ст. 21 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в случае задержания Уполномоченного по правам человека на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
    Нормотворчество в муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов местного самоуправления) ...

    Причины появления и пути преодоления правового нигилизма
    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация – это демократическое правовое государством. Однако, несмотря на эту норму, провозглашенную при принятии Конституции РФ 1993 г., ...

    Правовой статус личности
    Я выбрала данную тему, так как считаю наиболее интересной и актуальной. Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством ...