Субъективные элементы преступлений международного характера
Материалы / Преступления международного характера / Субъективные элементы преступлений международного характера
Страница 4

1) преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм; захват заложников; преступления на воздушном транспорте и др.);

2) преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государства (фальшивомонетничество, легализация незаконных доходов, незаконный оборот наркотиков (всего в мире наркозависимыми являются 180 миллионов человек (3% населения); ежегодный оборот этого смертоносного зелья составляет до 500 млрд.

долл.), контрабанда, нелегальная эмиграция, хищение культурных ценностей и др.);

3) преступные посягательства на личные права человека (рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми, эксплуатация проституции третьими лицами, порнография, пытки и др.);

4) преступления, совершаемые в открытом море (пиратство, повреждение подводных кабелей, трубопроводов, столкновение морских судов, неоказание помощи на море, загрязнение моря вредными веществами);

5) военные преступления международного характера (применение отдельными лицами запрещенных средств и методов ведения военных действий, насилие над населением в районах боевых действий, незаконное ношение знаков МККК, мародерство, дурное обращение с военнопленными и др.).

Одно из самых опасных преступлений международного характера - международный терроризм. Это преступление международного характера, противоречащее требованиям международного права, насильственные действия физического лица (группы лиц, юридического лица), направленные на подрыв сложившегося международного правопорядка, стабильности международного сотрудничества, на нарушение прав человека и других охраняемых международным правом общечеловеческих ценностей в целях принуждения конкретных политических сил (государства или группы государств) к выполнению определенных политических требований.

В 3-й главе исследовались объективные и субъективные характеристики преступлений международного характера.

Преступления международного характера посягают на внутригосударственный, как правило, правопорядок, но одновременно подрывают основы сотрудничества государств и другие стороны международных отношений.

В отличие от международных преступлений, ответственность за преступления международного характера, как правило, несут не государства, а физические лица. Наступает она на основе международных соглашений, но по национальному законодательству.

Особая компетенция (обязанность) государств установлена по общему международному праву, либо в силу соответствующего международного обычая, либо, чаще, в силу общепризнанных положений универсальных международных договоров. Более конкретно это сводится в основном к следующему.

Во-первых, на международном уровне определяется состав преступлений международного характера, в уголовно-правовой оборот вводятся определенные виды таких преступлений (например, преступления против мира, преступления против человечности, преступления апартеида, геноцида и т.д.).

Во-вторых, международное право обязывает государство преследовать по своему национальному праву лиц, виновных в преступлениях международного характера, коль скоро они находятся в его власти, устанавливая экстерриториальную и эксперсональную юрисдикцию государства по таким преступлениям, иначе — универсальную юрисдикцию, т.е. юрисдикцию, действующую независимо от места совершения преступления международного характера и независимо от гражданской принадлежности преступника.

Неотвратимость наказания за преступления международного характера достигается обязанностью каждого государства либо судить такого преступника, либо выдать его для судебного преследования государству, в пределах юрисдикции которого совершено данное преступление, или государству национальной принадлежности данного преступного лица, а также сотрудничеством государств по обнаружению предполагаемого преступника и в деле принятия практически осуществимых мер по предотвращению преступлений.

Сейчас правоохранительными органами нашей страны по каналам Интерпола разыскивается 1638 обвиняемых и осужденных и 169 пропавших без вести. За 8 месяцев 2011 г. проверены по учетам Интерпола почти 22 миллиона объектов. Это столько же, сколько за весь 2010 г., включая 8,7 миллиона физических лиц, 7,4 миллиона документов, удостоверяющих личность, 5,6 миллиона транспортных средств. За все время существования российского бюро широкое использование возможностей Интерпола позволило задержать за рубежом и экстрадировать или депортировать в Россию более 550 разыскиваемых лиц. За этот же период из России за рубеж было выдано около 270 разыскиваемых преступников. Выдачи и депортации осуществлялись из 63 стран.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
    Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих ...

    Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
    Нормотворчество в муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов местного самоуправления) ...

    Профессиональная карьера государственных служащих
    Изменения, произошедшие в России за последние десять лет, сделали актуальной проблему укрепления государственности и, в частности, повышения эффективности государственной службы. Все очевид ...