Правовые акты о борьбе с преступлениями международного характера
Материалы / Преступления международного характера / Правовые акты о борьбе с преступлениями международного характера
Страница 4

По мнению Р.В. Нигматуллина, такая классификация исключает равнозначный подход к деяниям, не являющимся преступлениями против человечества, позволяет рассматривать их в соответствии с тем, каким группам отношений они наносят ущерб, по степени опасности и тому вреду, который они наносят межгосударственным интересам.

Предлагаемая Р.В. Нигматуллиным классификация препятствует, как представляется, расширительному толкованию понятия международных преступлений. Действительно, в современных условиях все шире становятся контакты между государствами в области борьбы с преступностью вообще. Разработкой теоретических проблем уголовного права кроме ученых в каждой стране, например, занимается Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество и другие специализированные организации. Большое значение проблемам борьбы с преступностью уделяет ООН, под эгидой которой в послевоенный период состоялось несколько международных конгрессов по предупреждению преступности и обращению с преступниками. На этих конгрессах обсуждаются и общие теоретические вопросы криминологии и уголовного права, и меры борьбы с конкретными видами преступлений. Участники стремятся заимствовать положительный опыт, имеющийся в различных государствах. Это естественно. Однако некоторые выводы делаются без учета особенностей социально-политических систем, что ведет к необоснованным обобщениям или расширительному толкованию тех или иных вопросов, понятий. Именно поэтому классификация должна быть наиболее точной и отражать особенности рассматриваемых преступлений. Думается, этим требованиям в наибольшей степени отвечает первая из классификаций, приведенных выше.

Кроме того, следует различать:

1) преступления, по которым имеются заключенные и ратифицированные конвенции либо иные соглашения (особенно если в соответствии с ними внесены соответствующие нормы в национальное законодательство). В этих случаях привлечение к ответственности обязательно. Невыполнение требований закона есть нарушение не только норм международного уголовного права, но и норм собственного законодательства;

2) если согласованных норм нет, очевидно, следует исходить из общих принципов, сложившихся в отношениях между государствами. В силу своего суверенитета каждое государство решает вопросы о сотрудничестве в области борьбы с преступностью, о его формах, границах, в пределах которых оно будет решать не только вопросы привлечения к уголовной ответственности за преступления международного характера, но и другие вопросы. Причем это будет касаться не только такого рода преступлений, но и деяний, предусмотренных национальным законодательством (например, краж и др.).

На пути к установлению общеобязательности привлечения к уголовной ответственности за преступления международного характера есть много препятствий, в частности необходимо единообразное понимание составов этих преступлений.

Очевидно также, что целям укрепления сотрудничества и дружеских отношений между государствами будет отвечать и расширение правовой помощи в области борьбы с уголовной преступностью, в частности в области розыска скрывшихся преступников, похищенных вещей, ценностей и обмена информацией в тех пределах, о которых будет достигнута договоренность.

Представляется необходимым высказать некоторые замечания об отдельных преступлениях международного характера, наиболее опасных по своему характеру и по последствиям. Причем по последствиям не только в юридическом смысле, но также в политическом и нравственно-этическом.

Во-первых, ряд преступлений этого вида практически не отличается от некоторых международных преступлений и в ряде случаев является их составной частью, хотя официально и не признанной.

Во-вторых, если международные преступления совершаются в ходе агрессии либо являются ее последствием, то многие виды преступлений международного характера опасны потому, что они, будучи совершены в мирное время, как бы приходят на смену международным преступлениям и становятся в руках реакционных сил средством нагнетания международной напряженности; при определенных условиях они могут провоцировать серьезные международные конфликты. Очевидно, необходимо решительно ставить барьер на пути тех, кто совершает преступления подобного рода.

Человечество не должно жить в условиях, когда, победив враждебные миру силы, оно вынуждено вести борьбу практически с этими же силами, изменившими методы деятельности, часто не совершающими преступлений непосредственно, но организующими их, финансирующими преступную деятельность, наживающимися на преступлениях.

В-третьих, история учит, что силы, считающие войну и разжигание международных конфликтов средством продолжения политики, направленной на достижение господства, а также на извлечение прибыли за счет других народов и, конечно, в первую очередь простых людей, не останавливаются перед тем, чтобы в условиях мирного времени готовить новые конфликты. Этому, как известно, способствуют не только внешнеполитические акции, но и подготовка их путем разжигания жестокости, аморализма, чувства пренебрежения к людям и т.п. средств среди населения своей страны. Наемничество и терроризм, распространение порнографии и контрабанда, будучи преступными, направлены, в конечном счете, к той цели, о которой мы говорим. Поэтому преступления международного характера и представляют повышенную опасность.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Административное правонарушение в Республике Беларусь
    Тема данной курсовой работы «Административные правонарушения посягающие на общественный порядок» является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы заключается в том, что администрат ...

    Исполнительная власть и административные правонарушения
    Исторически сложилось так, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний м ...

    Юридическая ответственность
    Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое государство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством пов ...