Местное управление Великобритании
Материалы / Великобритания как правовое государство / Местное управление Великобритании

В ХХ в. в Великобритании сохранялась традиционная англосаксонская система управления, фактически означающая самоуправление, поскольку в ней отсутствуют чиновники, назначаемые из центра. Это, однако, не означает отсутствие контроля со стороны центральных органов .

Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов управления было закреплено актами 1929 и 1933гг. акт о местном управлении 1929 г. Предоставил правительству полномочия ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органа самоуправления «нецелесообразными». Акт о местном управлении 1933 г. подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, а так же другие административные и финансовые стороны деятельности местных органов. Функции и полномочия местных органов детально урегулированы и другими парламентскими актами, в том числе в сфере управления полицией, пожарными и дорожными службами, учреждениями культуры, социальными службами. Любое действие местного органа, выходящее за предписанные законом права, признаются превышением полномочий, т.е. недействительным. Общий контроль за местным управлением осуществляет Министерство окружающей среды, а по отдельным вопросам (образование, здравоохранение, финансы и т.д.) – и другие министерства, а так же комиссары по делам местного, аудиторы, инспекторы. Утверждению вышедших властей подлежат акты муниципалитетов, содержащие императивные предписания, акты о застройке населенных пунктов, о местных налогах.

Реформа начала 1970-х гг., проведенная правительством консерваторов, провозгласила своей целью упразднить особое правовое положение городов и покончить с разделением города и сельской местности на всех уровнях. В связи с этим была создана единая «двухзвенная система» в Англии и Уэльсе, предусматривающая деление на графства и округа. Однако во второй половине 90-хгг. двухуровневое управление было заменено укрупнением округов с образованием вместо советов графств и советов округов общих (унитарным) советов. После прихода к власти лейбористов население Лондона на референдуме в 1998 г. проголосовало за введение должности мэра Лондона и восстановление городского совета, упраздненного консерваторами в 1985 г. Предусмотренная программой лейбористов определенная децентрализация управления нашла отражение а Акте о местном управлении 2000 г. согласно которому местные представительные органы (советы) формируются в графствах, округах и унитарных округах. Каждый Совет при этом формируют свой постоянно действующий исполнительный орган. Низшей самоуправляющейся единицей в Англии является приход, а в Уэльсе и Шотландии – община.

Рассмотренный выше материал, таким образом, свидетельствует о том, что местное управлений представляет собой сложный механизм, который, будучи в определенной степени автономным (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т.д.), функционирует в конечном счете под контролем центральных властей и в значительной степени – интегрирован в государственный механизм, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства.

Признавая, что одним из важнейших направлений развития политических систем в современном мире является децентрализация властных полномочий, хотелось бы предостеречь от ее абсолютизации в качестве возможной панацеи от всех бед, в качестве средства решения всех проблем, связанных с местным самоуправлением. На определенном этапе не меньшее значение может иметь и централизация власти, у которой, хотя и есть свои негативные черты, но которая, тем не менее обеспечивает единое управление, свободное от местных политических споров и предотвращающее злоупотребление властью. Кроме того, порой централизация власти позволяет лучше координировать деятельность местных служб.

Излишняя децентрализация и абсолютная самостоятельность местного управления отнюдь не являются благом. Ведь полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных усилий, создает возможность для всякого рода злоупотреблений, ведет к дроблению администрации, что отрицательно сказывается на эффективности ее деятельности.

Централизация и децентрализация, в конечном счете, отнюдь не взаимоисключающие формы политической и административной организации. Во всех системах управления неизбежно имеются элементы, как централизации, так и децентрализации власти. Главная проблема при осуществлении реформ местного управления, поэтому состоит не в том, чтобы сделать выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий баланс между ними, адекватный реальным условиям той или иной страны, тем задачам, которые ставятся перед местным управлением.

    Смотрите также

    Понятие и содержание права наследования
    Актуальность темы исследования. Вопрос о судьбе имущества гражданина после его смерти чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы всех участников гражданского оборота - физических и юр ...

    Криминологическая характеристика групповой преступности
    Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что преступная активность населения в значительной части выражается в групповых посягательствах. Очевидно, что предупреждение групповой пр ...

    Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
    Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих ...