Законодательство Западной Европы
Страница 2

Значительное число государств (страны Европы, бывшие республики СССР) не предусматривают дифференциации уголовной ответственности за анализируемое преступление с помощью введения квалифицированных составов.

В уголовных законах других стран обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение тайны сообщений, повсеместно признаются использование служебного положения (использование доступа к сообщениям в связи с выполнением трудовых обязанностей - Эстония) и применение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Кроме того, в отдельных странах к их числу относят: повторность, предварительный сговор, причинение существенного вреда (Украина - ст.359); нарушение тайны переписки "в интересах организованной преступной группы или преступной организации" (Молдова - ст.178 УК 2002 г.); корыстную цель (Латвия); неоднократность, корыстные побуждения, значительный вред (Грузия - ст.159). К числу отягчающих ответственность может быть отнесено и следующее положение, содержащееся в УК Испании: если вследствие завладения письмами, сообщениями по электронной почте, подслушивания телефонных разговоров были раскрыты сведения личного характера, обнаруживающие идеологию, религию, состояние здоровья, происхождение или сексуальную жизнь лица, - наказание назначается в "верхнем пределе" (ч.5 ст.197). Некоторые из этих обстоятельств: корыстный мотив, причинение существенного вреда (в частности, в результате разглашения полученных сведений) и др. - после проведения соответствующих специальных исследований было бы целесообразно включить в отечественное уголовное законодательство.

Не вызывает сомнений, что использование специальных средств, предназначенных для подсматривания, подслушивания, проникновения в линии связи и передачи информации и т.п., способствует доступу преступника к конфиденциальным сведениям. Применение такой техники облегчает действия виновного, придает преступным посягательствам повышенную степень общественной опасности. Но само по себе незаконное производство спецтехники (или ее незаконный сбыт) вряд ли может быть отнесено к общественно опасным деяниям, которые непосредственно посягают на права человека. Представляется, что основным объектом этого преступления являются общественные отношения, регулирующие порядок ведения экономической или хозяйственной деятельности, а значит, его место - в ином разделе особенной части уголовного закона.

В зарубежном законодательстве данный вопрос решается неоднозначно. УК Франции рассматривает изготовление, импорт, хранение, рекламирование, сдачу в аренду или продажу аппаратов, созданных для слежения за разговорами или для перехватывания корреспонденции, отправленной, переданной или полученной через средства дальней связи, при отсутствии официального разрешения на это как посягательство на неприкосновенность частной жизни (ст.226-3).

Законодательство можно подразделить на установленную специальным законодательством и установленную общим законодательством.

Специальное законодательство, регулирующее непосредственно комплекс правоотношений, имеется в большинстве иностранных государств. Такой подход позволяет этим странам отразить в специальных правовых нормах специфику правового регулирования, предопределяемую объектом правоотношений, установить критерии применения спецтехники, создать институциональные механизмы, адекватно учитывающие интересы национальной безопасности государств при осуществлении ОРД.

Возможность применения специальных средств является, во-первых, важнейшим условием обеспечения безопасности сотрудников милиции и других должностных лиц, выполняющих свои обязанности, их способность пресекать незаконные действия правонарушителей, обеспечивать общественный порядок, охранять права и законные интересы других лиц, государства и общества, обеспечивая тем самым, возложенные на них полномочия в соответствии с законами, регулирующими их деятельность. Во-вторых, применение тех или иных специальных средств должно быть соразмерно надвигающейся опасности.

Развитое специальное законодательство присуще правовому регулированию США, которое включает три закона и многочисленные подзаконные нормативные правовые акты. Специальное законодательство, имеется в Австрии, Италии, Швеции, Аргентине, Франции, Германии и др.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Финансовое право
    Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образова ...

    Прекращение договора социального найма жилого помещения
    Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важных социально-экономически ...

    Женская преступность, ее особенности
    Успешное предупреждение преступности предполагает предварительный глубокий анализ всех ее составных частей, современных тенденций и процессов и, конечно, причин. Не менее ва ...