Элементы договора подряда для государственных нужд
Материалы / Договор подряда для государственных нужд / Элементы договора подряда для государственных нужд
Страница 1

Сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик.

Участие юридического лица в качестве подрядчика связано с его правоспособностью. Обладая общей правоспособностью (которая свойственна почти всем коммерческим организациям), юридическое лицо может осуществлять любую хозяйственную деятельность, в том числе и подрядного характера.

При наличии специальной правоспособности (характерной для некоммерческих организаций) юридическое лицо может выполнять подрядные работы, если такой вид деятельности предусмотрен в его уставе.

Чтобы заниматься рядом разновидностей подрядной деятельности, требуется получение лицензии (например, на строительные, проектные, изыскательские работы).

Непосредственными участниками подрядных отношений могут быть государство и его субъекты. Они заключают государственные контракты на строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или ее субъектов.

Предмет договора — это овеществленный результат работы подрядчика. Он может воплощаться в новой вещи, в ее переработке либо в выполнении другой работы с передачей ее результата заказчику. Из характеристики предмета договора, данной в ст. 703 ГК, очевидно, что он материален (осязаем) и индивидуально определен. Его передача заказчику может выражаться не только в фактическом вручении, но и в другой форме (например, в передаче пробуренной на участке заказчика скважины для колодца).

Срок в договоре подряда может быть трех видов. Во-первых, срок действия самого договора (или срок окончания работы). Во-вторых, срок начала выполнения работ. В-третьих, срок завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки). По смыслу н. 1 ст. 708 ГК первый и второй виды сроков относятся к существенным условиям договора, при отсутствии которых он считается незаключенным. Однако на практике время начала работы указывается в договоре далеко не всегда. Часто заказчик не в состоянии проконтролировать его соблюдение (например, при заказе на химическую чистку одежды), либо короткий срок действия договора делает его бессмысленным (скажем, при срочном ремонте обуви в присутствии заказчика). В то же время данный вид срока иногда имеет решающее значение, например, при ремонте квартиры или автомашины в гараже заказчика. Срок начала работы является обязательным условием в договоре на выполнение подрядных работ для государственных нужд (п. 1 ст. 766ГК).

Цена в договоре подряда — это стоимость работы подрядчика. Она должна покрывать его издержки (стоимость материала, амортизации оборудования, расход электроэнергии и т.п.) и включать оплату его труда. Цена чаще всего выражается в денежной сумме, но может заключаться и в ином встречном предоставлении (например, в оказании услуг или передаче какой-либо вещи подрядчику).

В договоре может указываться конкретная цена или способы ее определения. Однако при отсутствии того или другого условия договор не считается незаключенным. В этом случае применяется норма п. 3 ст. 424 ГК, предусматривающая определение цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. Названная норма неприменима лишь к двум разновидностям договора подряда — строительного и подряда для государственных нужд, поскольку п. 1 ст. 740 и п. 1 ст. 766 ГК цену работы относят к существенным условиям названных договоров.

Цена работы может быть определена путем составления сметы. Смета представляет собой калькуляцию затрат, необходимых для выполнения работ. Обычно ее составляет подрядчик, но юридическую силу она приобретает лишь после подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК). В строительном подряде смета является обязательным элементом договора (п. 1 ст. 743 ГК).

Смета может быть приблизительной (когда в момент ее составления нельзя в полной мере предусмотреть все затраты) и твердой (если есть возможность точно учесть все расходы подрядчика). При отсутствии указания в договоре на характер сметы она считается твердой (п. 4 ст. 709 ГК).

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
    Актуальность исследования определяется рядом причин политического, социального, экономического и правового характера. Одним из приоритетных направлений политики государства, осуществляемой в ...

    Юридические факты: современное научное понимание, классификация, отраслевые особенности
    В целом, правовое регулирование может качественно выполнить свои непосредственные задачи исключительно в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положе ...

    Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
    Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих ...