Исторический опыт развития положений о наследовании по завещанию
Материалы / Завещание как сделка и принцип свободы завещания / Исторический опыт развития положений о наследовании по завещанию
Страница 1

Древнейшими источниками права были правовые обычаи, нормы которых использовались в устной форме при заключении и осуществлении судебных действий.

Первыми письменными памятниками права, в которых содержались нормы «Закона русского» (свода устных норм обычного права), были договоры Руси с Византией.

Их тексты содержали нормы Византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному, гражданскому и уголовному праву. В сфере гражданского права относятся нормы о завещаниях наследовании, заключении договоров, возращении беглых рабов.

По мнению Г.Ф. Шершеневича, история застает славян в период переходный, от родового быта к государственному. Отсюда неустойчивость общественных начал, неопределенность характера наследования, колебание и борьба между исконным славянским порядком и византийскими положениями.

Следует отметить, что церковь осуществляла собственную юрисдикцию (по установленному для нее кругу лиц и дел) на основании сводов каноничного, церковного права, составленных из различных норм византийского права (Кормчая книга).

Интересным для исследования представляется вопрос о том, что привычно возникло: наследование по закону или по завещанию. Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, поэтому на этот счет существует несколько точек зрения.

Так, сторонники одной из них полагают, что наследование по закону, то есть по обычаю, предшествует наследованию по завещанию. Например, Г.Ф. Шершененвич считает, что «завещательные распоряжения появляются только тогда, когда ослабевают крепкие связи родового союза и патриархальной семьи».

По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова в исторической преемственности нельзя говорить ни о преимущественной древности завещательного исследования, ни наоборот. Первоначально оба способа наследования неразличимы, ибо закон заменяется обычаем, а обычай складывается из проявлений воли частных лиц.

В этой связи необходимо отметить, что в истории российского права первые известные упоминания о способах урегулирования отношений наследования по завещанию содержатся в сборнике правовых норм, называемой «Русской правдой», которая делилась в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

При наследовании по закону, Русская правда определила два различных порядка наследования: один – для бояр, другой – для смердов. Кроме того, в ней было установлено, что под кровными родственниками, наследующими имущество, понимались сыновья, дочери и жена.

Следовательно наследование по «Русской правде» ограничивалось узким кругом семьи: «назначение приемника из посторонних лиц было бы не только тяжким грехом, который не в силах взять себе на душу умирающий, но и нравственным преступлением». Поэтому имущество, включенное в наследственную массу, либо оставалось в семье, либо в качестве выморочного доставалось князю.

Во втором по значимости документе, регламентирующим развитие наследственного права являются Псковская и Новгородская судные грамоты.

В Псковских землях роль завещательных распоряжений выполняло «приказное», то есть, имущество, переданное кому-либо по приказу другого, а в Новгородских землях роль завещательных распоряжений выполняло «рукописание».

Завещание называемое «рукописанием» или «порядной», обязательно оформлялась в письменной форме. Как свидетельствуют новгородские источники, завещания удостоверялись священником, свидетелями (В Пскове они не требовались), и обязательно скреплялись печатью наместника новгородского владыки. Наследники по завещанию могли предъявить иск или отвечать по обязательствам наследодателя только при наличии оформленного завещания («доклады» и «записи»). То есть они могли предъявлять требования лишь тогда, когда в завещании на это имелась ссылка, также и ответственность по долгам наследодателя они несли лишь при упоминании о долге в завещании.

Спустя некоторое время душеприказчиков стали называть – исполнителями завещания. В российской дореволюционной традиции юридический статус исполнителя завещания было принято связывать с идеей представительства. При этом одни авторы называли исполнителя завещания – представителем завещателя, другие – представителем наследником, третьи – представителем наследства как юридического лица. Постепенно и субъективная воля завещателя начинает получать больший простор. Личность уже не поглощается правами семьи, рода и государства, поэтому завещание уже мог совершить каждый член семьи.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...

    Адвокатская деятельность в третейских судах
    Адвокатская деятельность – квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их ...

    Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
    Чтоб понять актуальность моей работы, а обратилась к цифрам в недавнем выступлении на пресс-конференции заместителя министра юстиции России Юрия Калинина: "В настоящее время в следствен ...