Особо охраняемые природные территорииМатериалы / Основы экологического права / Особо охраняемые природные территорииСтраница 3
Смешанный режим наблюдается в практике организации национальных природных парков, где создаются зоны заповедного режима, работающие по принципам абсолютного запрета на вмешательство в природные процессы, зоны пассивного и активного отдыха, где используется режим природного заказника, сочетающий в себе методы запретов и разрешений на ограниченный круг деятельности в области природопользования.
В России первый национальный парк РФ ("Сочинский") был образован в 1983 г.На национальные природные парки возлагаются следующие задачи:
сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
создание условий для регулируемого экологического туризма и отдыха в природных условиях;
организация экологического просвещения населения;
разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия.
На территории национальных природных парков запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе:
строительство новых, эксплуатация существующих предприятий и объектов, а также другие виды деятельности, не связанные с деятельностью парка, нарушающие целостность его природных комплексов или влекущие за собой истощение природных ресурсов, снижение эстетической ценности территории, геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
действия, изменяющие гидрологический режим;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков;
организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне;
рубки главного пользования и заготовка живицы (ст. 63 Закона 1991 г.).
Национальные природные парки являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе, имеют счета, в том числе валютные, в учреждениях банков РФ и печати с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием. Они освобождаются от платы за землю и другие природные ресурсы.
На территории национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.
В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и биологические ресурсы.
Образуются национальные парки в том же порядке, что и государственные природные заповедники.
Памятники природы представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы. Они могут быть федерального и регионального значения и учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ.
Территории памятников природы в соответствии с законом могут изыматься у собственников, владельцев и пользователей соответствующих земельных участков (ст. 26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В отличие от Закона "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Закон 2002 г. указывает на режим особой охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (ст. 60), редких и находящихся под угрозой исчезновения почв (ст. 62) и зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61). Впервые Закон определил правовой статус Красных книг РФ и субъектов РФ и Красных книг почв РФ и ее субъектов.
Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.
Смотрите также
Становление парламентаризма в России
Объектом моей работы
являются особенности общественных отношений в разные исторические периоды.
Становление
органов народного представительства в политической системе Российской Федерации ...
Теоретические положения действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
Жизнь
общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности.
Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность
людей. Право, как известно, ...
Финансовое право
Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью
использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по
целенаправленному и планомерному образова ...