Нормативно–правовое регулирование деятельности органов опеки и
попечительстваМатериалы / Особенности правового регулирования органов опеки и попечительства в городе Курске / Нормативно–правовое регулирование деятельности органов опеки и
попечительстваСтраница 1
Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.
Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления. Все это настоятельно потребовало изменения содержания института опеки и попечительства исходя из его новых задач и принципов.
В рамках реформы законодательства об опеке и попечительстве были разработаны проект Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве». При разработке этих документов использовался положительный опыт российского, в том числе дореволюционного, законодательства, а также положения зарубежного законодательства — нормы об опеке и попечительстве, содержащиеся в праве Германии, Франции, Швеции, канадской провинции Квебек, Китая, Японии, Латвии, Азербайджанской Республики, Республик Беларусь, Казахстан, Украина и других государств. Многие положения законопроектов продолжают и развивают идеи, заложенные в проекте Опекунского устава, опубликованного в России еще в 1897 году.
Отношения, связанные с опекой и попечительством, будут регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними по-прежнему будут урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним актами семейного законодательства. Кроме того, предполагается, что некоторые отношения (не относящиеся к предмету гражданского законодательства) будут урегулированы законами субъектов Российской Федерации — в случаях, допускаемых указанным Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» или Семейным кодексом Российской Федерации.
Закон прежде всего уточняет положения об органах опеки и попечительства, их компетенции и порядке деятельности. При этом проект исходит из недопустимости делегирования полномочий органов опеки и попечительства иным организациям и лицам, которое имеет место в соответствии с законодательством, например, города Москвы. Конституция РФ предусматривает государственную поддержку детства (ст. 7), закрепляет положение о том, что детство находится под защитой государства (ст. 38). Действующее законодательство предполагает осуществление функций по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, исключительно органами опеки и попечительства. Это необходимо в целях охраны интересов детей, недопущения совершения должностными лицами, имеющими доступ к информации о детях, действий по незаконной передаче детей на воспитание, в том числе в корыстных целях (ст. 154 УК РФ). Делегирование полномочий органов опеки и попечительства детским и иным учреждениям, объясняемое на практике недостаточным финансированием органов опеки, по меньшей мере нецелесообразно. Напротив, одной из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве является развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизация.
Смотрите также
Теория разделения властей
Тема настоящей курсовой
работы актуальна. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение
властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом
государстве, явля ...
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству
Одним из последствий
трансформационного экономического спада современной России
стало увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Рост бедности и безрабо ...
Понятие и признаки административной ответственности
В современных условиях начала ХХI века административное право как
совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во
всех сферах государственного управления жизнеде ...