Президентская власть в СШАМатериалы / Сравнение институтов президентов США и РФ / Президентская власть в СШАСтраница 2
Было бы неправильным отрицать глубокие демократические традиции в политической жизни США. Но в то же время ни в коей мере не следует и переоценивать демократизм американской политической системы.
Политическая практика США свидетельствует о том, что любая избирательная кампания - это погоня за политической карьерой многих тысяч, как правило, молодых, энергичных, амбициозных политиканов.
Неправомерным было бы также и утверждение, что кандидаты на соискание должностей в США, начиная от президента и кончая кандидатами на должности в местных органах власти, окружены исключительно политическими проходимцами. Многие добровольные помощники кандидатов искренне верят в постулаты американской демократии, горячо симпатизируют своим кандидатам и бескорыстно помогают им прорваться на ту или иную ступень власти.
Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. с особой силой ударил по самой мощной стране капиталистического мира. Наиболее дальновидные американские лидеры, и в первую очередь президент США Франклин Рузвельт, понимали, что встал вопрос о самом существовании капитализма в США.
Спасти эту систему можно было только путем предоставления президенту страны как главе государства и исполнительной власти чрезвычайных полномочий. Эти полномочия Рузвельту были предоставлены. Так был положен конец эры «традиционного президентства».
Интересное явление в политической жизни США представляет собой правительственный или президентский лоббизм. Суть этого явления заключается в том, что тенденция резкого усиления исполнительной власти после второй мировой войны, усложнение законодательного процесса, комплексный характер большинства правительственных программ предопределили создание в аппарате Белого дома специального Отдела связи для координации отношений с Конгрессом. Так была практически конституционно оформлена всегда существовавшая функция воздействия правительства, возглавляемого президентом, на Конгресс. Директор отдела является одновременно помощником президента по связям с Капитолием. Сотрудники отдела («связники») рассматривают Конгресс как две отдельные системы - сенат и палату представителей. Они действуют в теснейшем контакте с многочисленными работниками отделов связи с Конгрессом, имеющихся в министерствах, департаментах, различных правительственных агентствах и бюро. В аппарате государственного департамента, например, столько же специалистов по связям с Конгрессом, сколько и по связям с самым крупным иностранным государством. Решающую роль в этом кооперировании «связники» Белого дома оставляют за собой: они определяют общую стратегию, тактику прохождения того или иного законопроекта, его очередность, политическое значение. Как отмечает американский политолог Л. Ризельбах, «президент является основным стимулятором деятельности Конгресса». Ведь в среднем, как известно, ежегодно в Конгресс поступает до 25 тыс. законопроектов и резолюций, среди которых законодательная программа президента составляет не более 5%, но именно ее рассмотрение заполняет собой основное время работы обеих палат Конгресса.
Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент.
В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников президента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совета тельный орган. Сказанное отнюдь не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им соответствующих полномочий президентом. Должности премьер-министра в США тоже нет. Эту роль выполняет президент, но он является непререкаемым премьером. В кабинете президента вопросы решаются не голосованием решения принимает президент. Бывали случаи, когда все министры высказывались против предложения президента, но он принимал свое решение.
Смотрите также
Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
Защита Отечества является
долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Военная служба – особый вид
государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной
з ...
Профессиональная карьера государственных служащих
Изменения, произошедшие в
России за последние десять лет, сделали актуальной проблему укрепления
государственности и, в частности, повышения эффективности государственной
службы. Все очевид ...
Правовые позиции конституционного суда России по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления
Студентом обработано большое
количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом
уровне проведено исследование. Автор на основе работ Баглая М.В, Тимо ...