Президентская власть в СШАМатериалы / Сравнение институтов президентов США и РФ / Президентская власть в СШАСтраница 2
Было бы неправильным отрицать глубокие демократические традиции в политической жизни США. Но в то же время ни в коей мере не следует и переоценивать демократизм американской политической системы.
Политическая практика США свидетельствует о том, что любая избирательная кампания - это погоня за политической карьерой многих тысяч, как правило, молодых, энергичных, амбициозных политиканов.
Неправомерным было бы также и утверждение, что кандидаты на соискание должностей в США, начиная от президента и кончая кандидатами на должности в местных органах власти, окружены исключительно политическими проходимцами. Многие добровольные помощники кандидатов искренне верят в постулаты американской демократии, горячо симпатизируют своим кандидатам и бескорыстно помогают им прорваться на ту или иную ступень власти.
Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. с особой силой ударил по самой мощной стране капиталистического мира. Наиболее дальновидные американские лидеры, и в первую очередь президент США Франклин Рузвельт, понимали, что встал вопрос о самом существовании капитализма в США.
Спасти эту систему можно было только путем предоставления президенту страны как главе государства и исполнительной власти чрезвычайных полномочий. Эти полномочия Рузвельту были предоставлены. Так был положен конец эры «традиционного президентства».
Интересное явление в политической жизни США представляет собой правительственный или президентский лоббизм. Суть этого явления заключается в том, что тенденция резкого усиления исполнительной власти после второй мировой войны, усложнение законодательного процесса, комплексный характер большинства правительственных программ предопределили создание в аппарате Белого дома специального Отдела связи для координации отношений с Конгрессом. Так была практически конституционно оформлена всегда существовавшая функция воздействия правительства, возглавляемого президентом, на Конгресс. Директор отдела является одновременно помощником президента по связям с Капитолием. Сотрудники отдела («связники») рассматривают Конгресс как две отдельные системы - сенат и палату представителей. Они действуют в теснейшем контакте с многочисленными работниками отделов связи с Конгрессом, имеющихся в министерствах, департаментах, различных правительственных агентствах и бюро. В аппарате государственного департамента, например, столько же специалистов по связям с Конгрессом, сколько и по связям с самым крупным иностранным государством. Решающую роль в этом кооперировании «связники» Белого дома оставляют за собой: они определяют общую стратегию, тактику прохождения того или иного законопроекта, его очередность, политическое значение. Как отмечает американский политолог Л. Ризельбах, «президент является основным стимулятором деятельности Конгресса». Ведь в среднем, как известно, ежегодно в Конгресс поступает до 25 тыс. законопроектов и резолюций, среди которых законодательная программа президента составляет не более 5%, но именно ее рассмотрение заполняет собой основное время работы обеих палат Конгресса.
Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент.
В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников президента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совета тельный орган. Сказанное отнюдь не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им соответствующих полномочий президентом. Должности премьер-министра в США тоже нет. Эту роль выполняет президент, но он является непререкаемым премьером. В кабинете президента вопросы решаются не голосованием решения принимает президент. Бывали случаи, когда все министры высказывались против предложения президента, но он принимал свое решение.
Смотрите также
Договор аренды по современному российскому гражданскому праву
Договор аренды (имущественного найма) относится к числу классических
договорных институтов, известных цивилистики со времен римского права. Римское
право признавало три различных вида найма: ...
Исполнительная власть и административные правонарушения
Исторически сложилось так,
что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом
постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду
колебаний м ...
Система здравоохранения в Российской Федерации
Система здравоохранения- это совокупность взаимосвязанных
мероприятий, который содействуют укреплению здоровья и проводится на дому, в
учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физ ...