История развития работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
Материалы / Практика работы с обращениями граждан в администрации Калининского района города Челябинска / История развития работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
Страница 1

Становление института права граждан на обращение имеет в России свою историю. На первом этапе, в допетровский период, формировалось само право на обращение, определились субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков.

Судебник 1497 года предоставил право, говоря современным языком, обращаться с челобитными вплоть до самого государя. В Судебнике 1550 года регламентация по данному вопросу была уточнена и конкретизирована.

Важным правовым актом, касающимся рассматриваемого института, было Соборное уложение 1649 года. В соответствии со статьей 20 главы II жалобщикам было запрещено обращаться с челобитной непосредственно к царю. Устанавливалась субординация подачи челобитных. Приказ как орган управления стал обязательной инстанцией, предшествующей обращению к суду самого государя. Только в случае отказа в приеме челобитной или не решения принятого дела жалобщик мог обратиться непосредственно к монарху. Таким образом, уже в то время челобитные были важным каналом обратной связи от тех или иных слоев населения к органам власти и должностным лицам.

Создав Сенат и коллегии, Петр I смог освободиться от наплыва челобитных и челобитчиков и ввел должность рекетмейстера. Как сказано в Указе из Сената от 23 февраля 1722г. «О генерале рекетмейстере», челобитчики «везде докучают и прошения свои приносят его величеству самому, не дая негде покою».

В обязанность рекетмейстера входили прием жалоб на коллегии и канцелярии, рассмотрение этих жалоб и доклад Правительствующему Сенату. Работа с челобитными была конкретизирована в Именном Указе Петра I от 27 апреля 1722г. «Должность Сената». Указ определил, что жалобы рекетмейстеру на неправый суд коллегий и канцелярий, которые им не подчинены, докладывать императору. При рассмотрении жалоб царь предписывал решать дела «по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня». Особую значимость Указу Петра I придается то, что впервые была образована служба по работе с челобитными.

После смерти Петра I, императрица Екатерина I внесла изменения в Указ от 27 апреля 1722г. Если раньше через рекетмейстера можно было обжаловать решение нижестоящих органов непосредственно императору, то теперь это следовало делать только через Сенат.

В июне 1763г. Императрица Екатерина II подписала Манифест о порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя, которым был установлен порядок рассмотрения жалоб по существу. Дела, подлежащие судебному разбирательству, возвращали просителям для передачи в суд. Таким образом, впервые было введено разделение обращений в государственные органы, для их рассмотрения в административном или судебном производстве.

Наиболее радикальные изменения в работе с прошениями произошли во время царствования Александра I. Его Манифестом 1 января 1810г. учреждался государственный Совет, при котором наряду с другими органами были образованы: Комиссия составления законов, Комиссия прошений, Государственная канцелярия. Комиссия прошений возникла из существовавшей до 1810 года при Сенате конторы генерал - рекетмейстера. К компетенции Комиссии прошений относились три вида обращений: 1) жалобы, 2) прошения наград и милостей, 3) проекты. Был предусмотрен особый порядок производства по каждому виду обращений, как по форме, так и по существу вопроса. Манифест устанавливал также перечень обращений, которые не подлежали рассмотрению Комиссией. К ним относились повторные обращения, по которым уже был дан отказ, жалобы на решения, утратившие силу, а также анонимные обращения.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Полномочия адвокатской палаты субъектов Российской Федерации
    Актуальность данной контрольной работы на тему, полномочия адвокатской палаты субъектов Российской Федерации, заключается в следующем: становление гражданского общества и правового государс ...

    Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса
    В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения. Усовершенствование н ...

    Право Новгорода и Пскова
    О праве Новгорода и Пскова можно судить главным образом по Новгородской и Псковской судным грамотам, международным договорам и некоторым другим дошедшим до нас документам. От Новгородской с ...