Полномочия территориального общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации
Материалы / Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления / Полномочия территориального общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации

Компетенция органа ТОС определяется Уставом органа ТОС на основе Положения о территориальном общественном самоуправлении, исходя из добровольно принимаемых органом ТОС обязательств и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления.

Согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде органы территориального общественного самоуправления правомочны:

1. Принимать решения о проведении собраний (сходов), конференций жителей, проводить опросы общественного мнения на территории деятельности органа ТОС и на основе их анализа давать соответствующие предложения органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и учреждениям.

2. Участвовать в подготовке и реализации планов социально-экономического развития микрорайона, жилого комплекса, поселка, в разработке и исполнении социальных программ, затрагивающих интересы жителей данной территории и осуществлять общественный контроль за исполнением данных планов и программ.

3. Участвовать в решении вопросов санитарного содержания и благоустройства территории, охраны зеленых насаждений, водоемов.

4. Заслушивать на своих заседаниях объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимать решения о применении к ним мер общественного воздействия.

5. Обращаться в суд в случае нарушения общезначимых для населения данной территории прав и законных интересов граждан, проживающих на подведомственной территории.

6. Владеть и пользоваться имуществом.

7. Самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Участвовать в создании общественных организаций, создавать клубы по интересам, любительские объединения, центры досуга на территории органа ТОС и взаимодействовать с ними.

9. Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры.

10. Согласовывать с уполномоченными на это органами выделение и изъятие земельных участков на территории органа ТОС.

11. Участвовать в создании детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений.

12. Организовывать отдых населения, проведение культурно – массовых и спортивных мероприятий и праздников.

13. Вносить предложения о переименовании улиц и площадей, об объявлении памятниками истории и культуры объектов, находящихся на территории органа ТОС.

Финансово-экономическая основа ТОС

Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предусматривает направления экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления. Причины этого вполне определены: нацелить общественные формирования на решение социальных задач населения с помощью экономических средств и обеспечить им материальную основу жизнедеятельности. Без экономических рычагов общественные формирования в существующих рыночных отношениях имели бы нулевое значение.

Закон открыл возможность активного вхождения органов территориального общественного самоуправления в экономическую деятельность. Однако при рыночных отношениях эти возможности могут остаться возможностями, или не будут решены, по крайней мере, два вопроса:

– наделение органов территориально-общественного самоуправления правами субъекта финансовых отношений;

– реальное образование у данных органов финансовых ресурсов. Вновь обратимся к Закону РФ "О местном самоуправлении в РФ". В ст. 8 5 закреплены полномочия по самостоятельному использованию имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий. Эта же статья говорит о составе финансовых ресурсов, включая в них собственные, заемные средства, а также средства, передаваемые органам ТОС местной администрацией.

Экономические основы ТОС

– право территориальных полномочий;

– население, осуществляющее местное самоуправление, необходимо признать субъектом, осуществляющим владение, пользование и распоряжение собственностью территории;

– совет, как представительный орган территориально – общественного самоуправления, самостоятельно формирует предполагаемую смету доходов и расходов.

Экономическая деятельность органов ТОС не ограничивается созданием предприятий, но сегодня это наиболее приемлемый путь получения средств, необходимых для решения многочисленных проблем, связанных с функционированием территориальных образований.

    Смотрите также

    Виды юридических лиц
    В сложном современном мире рыночных отношений не просто разобраться в разнообразии видов юридических лиц не только рядовому гражданину, но и специалисту. В результате эволюции жизнь совре ...

    О занятости населения в Российской Федерации
    От 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 в ред.фз от 31.12.2005 №199-ФЗ;от 18.10.2007 №230-ФЗ; от 25.12.2008 №287-ФЗ) Настоящ ...

    Рассмотрение дел судом присяжных
    Институту присяжных заседателей - не одно тысячелетие. В том виде, в каком данный вид правосудия известен россиянам, суды с участием присяжных заседателей существуют по крайней мере лет 600 ...