Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителейМатериалы / Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству / Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителейСтраница 3
в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Согласно статьи 121 Семейного кодекса и статьи 34 Гражданского кодекса органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения, органы местного самоуправления обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе, в Гражданском кодексе РФ, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в рассматриваемой сфере деятельности.В Семейном кодексе не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Как правило, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрации). Ряд функций по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, реализуются путем принятия муниципальных правовых актов.
Высшим должностным лицом муниципального образования является глава муниципального образования, который наделен полномочиями:
а) подписывать и обнародовать в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
б) издавать в пределах своих полномочий правовые акты.
Так, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Министерство образования Сахалинской области.
Во многих субъектах РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области"; Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 г. "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области"; Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 г. N 7-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области"; Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве"; Закон Мурманской области от 16 июня 1997 г. N 7-01-ЗМО "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области"; Закон Пензенской области "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области"; Закон Ростовской области"Об организации опеки и попечительства в Ростовской области"; Закон Тюменской области, Кировской области, в Сахалинской области распоряжение администрации Сахалинской области от 09.07.2009 № 480-ра «Об органах исполнительной власти Сахалинской области, являющихся органами опеки и попечительства»;
Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ .В субъектах РФ методическая помощь органам опеки и попечительства оказывается соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Сахалинской области методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Министерство образования Сахалинской области.
Смотрите также
Общие вопросы превышения пределов необходимой обороны
Наверное, ни один из
институтов уголовного права не вызывает столько обсуждений в научных кругах как
институт необходимой обороны. Действительно, взгляды на сущность необходимой
оборо ...
Криминалистическая классификация преступлений
В любой отрасли
научного знания можно обнаружить большое количество различных классификационных
оснований объектов в целях решения актуальных исследовательских задач. Не
является исключение ...
Правовой статус личности
Я выбрала данную тему, так как считаю наиболее интересной и актуальной.
Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс
связей человека с обществом, государством ...