Этапы развитии уголовного законодательства по преступлениям связанным с предметами имеющими особенную ценность
Материалы / Уголовная ответственность хищение предметов, имеющих особую ценность / Этапы развитии уголовного законодательства по преступлениям связанным с предметами имеющими особенную ценность
Страница 1

Законодательство об ответственности за преступления, посягающие на предметы имеющие особую ценность в своем развитии прошло длительный этап эволюции. В источниках российского уголовного права досоветского периода ответственность за данные преступления не выделялась и регулировалась нормами ха конкретный вид хищения.

Первые советские Уголовные кодексы 1922 и 1926 гг. восприняли идею Уголовного Уложения о единой уголовно-правовой охране государственного, общественного и личного имущества и подразделении преступлений против собственности на хищения и иные посягательства. Согласно УК РСФСР 1922 г. кража есть «тайное похищение чужого имущества, находящееся в обладании, пользовании или ведении другого лица или учреждения».

Ответственность за хищения культурных ценностей — наиболее распространенный на практике и опасный вид преступных посягательств — устанавливалась на общих основаниях статьями УК РСФСР о хищениях государственной, общественной и личной собственности граждан.

Согласно п. А,Б. ст. 162 УК РСФСР от 1926 г. «Тайное похищение чужого имущества (кража)» за хищение имущества граждан ( в зависимости от квалификации) предусматривалось наказание от 3 месяцев до 6 месяцев лишения свободы, а согласно п. В,Г за хищение имущества «частным лицом из государственных и общественных складов, вагонов, судов и иных хранилищ или в указанных в предыдущем пункте местах общественного пользования» (в зависимости от квалификации) предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком от 2 лет до 5 лет лишения свободы.

Вместе с тем 8 апреля 1929 г. было принято постановление ВНИК и СНК РСФСР от «О религиозных объединениях», согласно которому имущество церквей и религиозных организаций, а также ценные предметы культа объявлялись собственностью государства, а следовательно, в при квалификации рассматриваемой категории преступлений принималась квалификация преступления «против социалистической собственности».

4 июня 1947 г. Президиумом Верховного Совета СССР были приняты два указа.

Первый — об «уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», второй — об «усилении охраны личной собственности граждан». Согласно первому указу кража или иное хищение колхозного или кооперативного имущества каралась 5-8 годами работ в Исправительнотрудовых лагерях и 7-10 годами, если речь шла о государственном имуществе. В случае повторного совершения преступления, группового хищения или хищения «в крупных размерах», приговор был еще более суровым — от 10 до 25 лет. Вторым указом предусматривалось наказание в виде 5-6 лет лагерей за кражу личной собственности и в зависимости от квалификации до 15 лет.

Согласно действующим законодательствам вплоть до 1994 г. УК РСФСР обеспечивали повышенную охрану социалистической собственности и предусматривали набольшее наказание (сроки лишения свободы) за преступления связанный с хищение имущества.

В развитии уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступные посягательства предметы имеющих особую ценность, можно выделить три этапа.

С 1 января 1961 г. до 1 июля 1994 г., существовала лишь одна уголовно-правовая норма, предусматривающая специальную ответственность за посягательства на культурные ценности — ст. 230 УК РСФСР «Умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников истории и культуры»( ред. Закона РСФСР от 25.07.1962 г), которая входила в раздел «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Статья предусматривала за умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штрафом до ста рублей.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства
    Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие институтов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) определяется как одно из с ...

    Государственные границы
    Темой настоящей работы является «Государственные границы». Данная тема довольно интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном мире, где существует множество г ...

    Юридические коллизии в системе правовых противоречий
    В России действует большое количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом. Нерешенность указанн ...