Понятие и виды третейских судов
Страница 3

По характеру субъектов рассматриваемого спора выделяют:

1. Третейские суды для рассмотрения споров между субъектами предпринимательской деятельности;

2. Третейские суды, рассматривающие споры между организациями и гражданами;

3.

Третейские суды для рассмотрения между гражданами;

4. Третейские суды, рассматривающие любые споры независимо от их субъективного состава.

Известно, что определенные принципы присущи как праву в целом, так и каждой его составляющей. В этих основных идеях с наибольшей полнотой проявляются сущность, содержание и специфика права, благодаря им уточняются смысл и пределы действия тех или иных норм, восполняются пробелы действующего законодательства. Поэтому совершенно очевидно, что основные принципы третейского разбирательства рассматривались через призму основных идей общественного разбирательства и нередко говорилось о том, что четкое нормативное закрепление их, несомненно, способствовало бы дальнейшему развитию и совершенствованию несудебных форм правовой защиты.

Однако прямое нормативное закрепление в современном российском законодательстве принципов третейского разбирательства как основополагающих начал осуществления третейскими судами своей деятельности стало новеллой в правовой системе нашего государства лишь с принятием Федерального закона от 24 июля 2002г. № 102 –ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Статья 18 этого закона к таким принципам отнесла: законность; конфиденциальность; независимость и беспристрастность третейских судей; диспозитивность; состязательность и равноправие сторон.

Основное место в системе общеправовых принципов в теории права отводится принципу законности как наиболее общему, всеобъемлющему, в соответствии с которым право выступает как реальная регулирующая сила, обеспечивающая верховенство закона, равенство всех перед законом, строгое соблюдение и исполнение юридических норм.

Содержание данного принципа вытекает из статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В общей теории права факт существования принципа законности в качестве самостоятельного и действующего во всех без исключения отраслях права является абсолютным и неоспоримым. В литературе, посвященной гражданскому и арбитражному процессу, встречаются различные точки зрения относительно сферы действия данного принципа и его места в системе принципов российского права.

Так, например, Е.А. Виноградова относит этот принцип к категории межотраслевых. В.В. Ярков, анализируя содержание принципа законности, полагает, что вряд ли данный принцип следует рассматривать как самостоятельный принцип гражданского или арбитражного процесса, поскольку соблюдение законности при осуществлении правосудия является основной обязанностью суда. По этой причине, по мнению данного автора, можно говорить, скорее всего, о едином принципе независимости судей и подчинении их только закону.

Требования, предъявляемые к третейским судьям. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

В третейском разбирательстве принцип законности имеет прямое закрепление в ст. 18 Федерального Закона РФ «О третейских судах в РФ».

Принцип законности в полной мере реализуется также в решении третейского суда и иных правоприменительных актах, издаваемых третейским судом при рассмотрении дела. Законность таких актов должна подкрепляться соответствующими ссылками на правовые источники, примененные в ходе разрешения спора.

Таким образом, гарантиями законности третейского разбирательства в праве является умелое сочетание целого ряда противоположных начал. С одной стороны закон предоставляет свободу выбора возможности обращения к третейскому суду. С другой стороны, при реализации этого права выбора в пользу третейского разбирательства закон предоставляет третейскому суду самостоятельно решить вопрос о наличии у него полномочий на разрешение возникшего спора.

Без должного обеспечения законности невозможны ни диспозитивность, ни состязательность сторон, ни многое другое, без чего нельзя добиться эффективного осуществления правосудия и быстрого восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Что касается принципа конфиденциальности, разглашение сведений о третейском разбирательстве может иметь место только с согласия сторон. Третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации
    Субъект федерации, согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Федератив ...

    Личные неимущественные права и их защита
    В современном цивилизованном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение. Всеобщая декларация прав человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социал ...

    Криминалистическая классификация преступлений
    В любой отрасли научного знания можно обнаружить большое количество различных классификационных оснований объектов в целях решения актуальных исследовательских задач. Не является исключение ...