Государственная
служба как элемент государственной
организации и правовой институт, категории и
группы должностей государственной и
муниципальной службыМатериалы / Поступление на службу и способы замещения должностей / Государственная
служба как элемент государственной
организации и правовой институт, категории и
группы должностей государственной и
муниципальной службыСтраница 1
Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом.
Государственная организация выполнения стоящих перед государством задач и осуществления им функций включает в себя несколько этапов:
во-первых, государство в лице своих высших органов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, специализирующиеся на осуществлении определенных видов властной государственной деятельности (представительная законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, различные виды общегосударственной контрольно-надзорной власти);
во-вторых, определяет систему органов в каждом из звеньев государственного механизма;
в-третьих, формирует (создает) каждый конкретный орган во всех звеньях системы государственного механизма и, наконец, в-четвертых, организует работу личного состава — служащих органов всех звеньев государственного аппарата.
С этого момента и начинает свое действие государственная организация службы как важнейший элемент сложного многозвенного процесса организующей деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций. Следовательно, государственная служба как организационный институт продолжает и завершает всю государственную организацию, как важнейший элемент и атрибут государства не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих. Это лишь один аспект узкого понимания и характеристики понятия «государственная служба» как организационно-правовой категории. Государственная служба в этом качестве призвана обеспечить организацию и практическое осуществление задач и функций государства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них остается общей схемой и мертвой конструкцией.
В содержание организационно-правового института государственной службы входят три взаимосвязанных элемента:
1) организация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каждой должности, порядка замещения этой должности и т. д. Причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий);
2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственных органов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа;
3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).
Государственная служба является также правовым институтом, который включает совокупность правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий. Это сложный межотраслевой институт, охватывающий нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Однако, в большей своей организационной части служба (государственная, муниципальная и другие ее виды и разновидности, есть важнейший административно-правовой институт. В его границы входят правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок поступления на службу; прохождения службы, аттестации, применения мер поощрения и ответственности к служащему; способы замещения должностей; основания, условия и порядок прекращения служебных; полномочий и увольнения со службы.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а в ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Смотрите также
Теория разделения властей
Тема настоящей курсовой
работы актуальна. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение
властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом
государстве, явля ...
Производство по делам об административных правонарушениях
Актуальность исследования
обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве
существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ
является то, чт ...
Функции норм права
В науке
понятие «функция» употребляется в самых различных значениях. В математике под функцией понимается
зависимая переменная величина, т. е. величина, изменяющаяся по мере изменения
друго ...